Транспорт в СССР
В СССР учитывались перевозки транспортом общего пользования и транспортом необщего пользования. Определения Госкомстата. "Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе за плату пассажиров или грузов... Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.)".
Основной объем грузов в СССР в 1990 г. перевезен автомобильным и железнодорожным транспортом. По величине грузооборота лидировали железнодорожный и трубопроводный.
Дата | Доля (%) в перевозке грузов, расчет по данным в т | Доля (%) в грузообороте, расчет по данным в т*км | |
1940 | 1990 | 1990 | |
Железнодорожный | 82,3 | 31,4 | 46,9 |
Трубопроводный | 1,1 | 9,9 | 36,5 |
Морской | 4,5 | 1,9 | 11,9 |
Внутренний водный | 10 | 5,4 | 2,9 |
Автомобильный | 2,1 | 51,4 | 1,7 |
Авиационный | 0,01 | 0,02 | 0,04 |
В 1990 г. наибольшее количество пассажиров перевезено в СССР автобусами и трамваями. По пассажирообороту лидировали автобусный, железнодорожный и авиационный виды транспорта.
Вид транспорта | Доля (%) в перевозке пассажиров | Доля (%) в пассажирообороте, расчет по данным в пассажиро-километрах |
1990 | 1990 | |
Автобусный | 61,2 | 35,8 |
Легковой таксомоторный | 1,6 | 1,3 |
Троллейбусный | 14 | 4,9 |
Железнодорожный | 5,2 | 31,1 |
Трамвайный | 10,4 | 3,7 |
Метрополитен | 7,1 | 4,4 |
Авиационный | 0,17 | 18,2 |
Внутренний водный | 0,15 | 0,4 |
Морской | 0,05 | 0,14 |
Железнодорожный транспорт
В послевоенный период длина железных дорог в СССР, в отличие от длины в развитых странах, увеличивалась, и при этом значительная часть путей в стране была электрифицирована. За период 1990 - 2018 гг. длина дорог в России не изменилась (прирост 0%); в Китае она увеличилась в 2,3 раза.

Государство | Длина железных дорог, тыс. км | |
Всего | В т.ч. электрифицированных | |
США | 270,3 | Н.д. |
СССР, дороги общего пользования, 1987 г. | 146,1 | 51,7 |
Германия | 31,4 | 12 |
Япония, 1987 г. | 27,3 | 11 |
В послевоенное время СССР уверенно лидировал в мире по объемам перевозки ж/д транспортом и грузов, и пассажиров.


Морской транспорт
Торговый флот Российской империи был неприлично мал для крупной морской державы. Торговые суда в империи практически не строились, а в незначительном количестве закупались за границей. При этом в начале XX века более 90% российских морских грузоперевозок осуществляли иностранные суда [68].
В 1990 г. торговый флот СССР был числе крупнейших торговых флотов мира.

Сравнивать тоннаж морских торговых флотов различных стран в послевоенное время весьма проблематично. Многие суда плавают под «удобными» флагами небольших государств (Панама, Либерия, Мальта, Кипр и др.), которые предоставляют судовладельцам существенные льготы (низкие ставки налогов и регистрационных сборов, отсутствие требований к гражданству членов экипажей, низкие требования к технике безопасности и минимальной зарплате членов экипажа и др.).
зарегистрированных под флагами некоторых государств в 1990 г., млн. т:
Либерия | Панама | Кипр | Багамские о-ва | Бермудские о-ва |
89,5 | 75,4 | 32,7 | 19,2 о-ва | 7,6 |
Отметим, что в СССР невозможно было регистрировать морские суда под флагами других стран, все они были собственностью государства. Советские суда начали «уплывать» под флаги других государств в позднем СССР, в последние годы горбачевской «перестройки». Так, в отчете UNCTAD за 1989 г. появилось сообщение: «...недавно на Кипре были зарегистрированы несколько судов, принадлежащих компаниям СССР». В 1990 г. таких судов было 2,5%, в 1991 г. - 8,7% (по дедвейту).
В таблице приведены данные UNCTAD [S.106] по дедвейту морских торговых судов в крупнейших по этому показателю странах.
Государство | Дедвейт судов на 01.07.1990 г., млн. т | % судов под иностранным флагом (по дедвейту) | ||
Всего | Под национальным флагом | Под иностранным флагом | ||
Греция | 82 | 35,7 | 46,3 | 56,5 |
Япония | 80,3 | 35,3 | 45 | 56,1 |
США | 55,1 | 18,5 | 36,6 | 66,4 |
Норвегия | 55,1 | 36,8 | 18,3 | 33,2 |
СССР, 1989 | 28,4 | 28,4 | 0 | 0 |
СССР, 1990 | 29,3 | 28,5 | 0,7 | 2,5 |
СССР, 1991 | 29,8 | 27,2 | 2,6 | 8,7 |
Гонконг | 29,8 | 3,3 | 26,5 | 88,8 |
Великобритания | 25,7 | 8 | 17,7 | 68,9 |
Китай | 25,1 | 20,5 | 5 | 19,9 |
Республика Корея | 15,7 | 11,5 | 4,2 | 27 |
ФРГ | 12,8 | 4,8 | 8 | 62,7 |
Италия | 11,7 | 10,9 | 0,8 | 6,8 |
Динамику развития морских торговых флотов СССР и некоторых стран можно оценить по графикам, приведенным ниже.

Основными (по величине дедвейта) морскими судами в СССР были суда для генеральных грузов, танкеры для перевозки нефти и балкеры (для навалочных грузов). Генеральные грузы - товары, которые перевозятся в упакованном виде (в ящиках, мешках, бочках, контейнерах и т.п.) и штучные грузы.

Объемы перевозки грузов морским транспортом СССР постоянно увеличивались, вплоть до горбачевской «перестройки». В России в 1990-х перевозки грузов национальными судами резко сократились (суда интенсивно «уплывали» под иностранную юрисдикцию).

Отличительной особенностью СССР были морские перевозки по Северному Ледовитому океану. Протяженность Северного морского пути около 5,6 тыс. км, его работу обеспечивал атомный ледокольный флот. В 1959 - 1991 гг. в СССР созданы и успешно эксплуатировались 7 крупнейших атомных ледоколов и атомное грузовое судно ледокольного типа. Ни одна страна мира не имела подобного флота. На фото - атомный ледокол "Советский Союз".

Воздушный транспорт
Советский Союз и США были мировыми лидерами по производству военных и гражданских самолетов, по количеству самолетов в эксплуатации, по количеству аэродромов и аэропортов, по количеству ежегодно перевозимых пассажиров.
В таблице и на графике приведены данные ЦРУ (CIA - WFB, 1990 г. и [S.46]) по количеству гражданских самолетов и аэропортов в СССР и в развитых странах. ВПП в таблице - взлетно-посадочная полоса.
Государство | Количество основных (major) самолетов | Количество аэропортов всего (в т. ч. в рабочем состоянии) | Аэропортов с длиной ВПП 3659 м и более | Аэропортов с длиной ВПП 2440 - 3656 м и более |
СССР | 4500 | 6950 (4530) | 30 | 49 |
США | 3297 (коммерческих с 2 и более двигателями) | 15422 (действующих) | Н. д. | Н. д. |
Япония | 341 | 165 (156) | 2 | 27 |
ФРГ | 194 | 466 (457) | 3 | 1 |
Великобритания | 618 | 522 (379) | 1 | 27 |
По данным статистического ежегодника [S.3] в 1990 г. в США было 17,5 тысяч аэропортов (для самолетов и вертолетов), в том числе 7,7 тыс. с твердой (paved) взлетно-посадочной полосой. В 1970 году в США было 134,5 тыс. гражданских самолетов, совершающих полеты (active aircraft), в 1990 году - 218,9 тыс.

За период 1940 - 1986 гг. длина авиационных трасс внутри СССР увеличилась со 144 тыс. км до 971 тыс. км.

Перевозка грузов авиатранспортом
В ХХ веке и в начале ХХI века безусловным лидером в сфере авиационных перевозок (и грузов, и пассажиров) были и остаются США. СССР занимал второе место (по перевозке грузов - до середины 1980-х).


Перевозка пассажиров

Зарплата работников и цены полета на самолете в СССР
Сравним среднемесячную зарплату с ценами на авиабилеты в СССР.
Зарплата | 1988 | 1989 |
Среднемесячная зарплата в народном хозяйстве [3] | 219,8 | 240,4 |
Среднемесячная зарплата в промышленности [3] | 240,8 | 263,7 |
Среднемесячная зарплата в строительстве [3] | 288,9 | 316,9 |
Оклад доцента, кандидата наук* | 320 | 320 |
Оклад старшего преподавателя вуза (без ученой степени) | 219,8 | 240,4 |
*Многие преподаватели вузов выполняли по совместительству НИР, а это плюс более 100 руб. в месяц к окладу |
Маршрут | Цена в 1989 г. |
Москва - Минеральные воды | 30 |
Москва - Ленинград | 18 |
Москва - Ростов-на-Дону | 24 |
Москва - Одесса | 29 |
Москва - Чебоксары | 17 |
Москва - Киев | 25 |
Москва - Калининград | 25 |
Москва - Сочи | 31 |

Безопасность полетов
Перевозчик | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 |
Все перевозчики | 1286 | 1290 | 1556 | 1473 | 1382 | 1595 | 864 |
В СССР погибло в происшествиях с самолетами и вертолетами общего пользования: 1888 г. - 115 чел., 1989 г. - 98 чел., 1990 г. - 196 чел.
Общее количество погибавших в происшествиях с воздушным транспортом в США гораздо больше, чем в СССР. Однако интенсивность работы воздушного транспорта в США была значительно выше, чем в СССР.
Автомобильный транспорт
Гражданский автопром в капиталистических странах развивался гораздо более быстрыми темпами, чем автопром в СССР. Купить свободно новый легковой автомобиль (и, тем более - импортный) для рядового советского гражданина было практически невозможно. По количеству зарегистрированных легковых автомобилей на 100 человек населения в конце 1980-х СССР отставал от США более чем в 10 раз, от других развитых стран - многократно. Руководство СССР не обращало внимания на потребности граждан; сама номенклатура была обеспечена автотранспортом с водителями: в 1989 г. в СССР было 436 тыс. служебных легковых автомобилей, им хватало.

С 2000-х стремительно растет количество гражданских автомобилей в Китае. В 2019 г. их количество вплотную приблизилось к количеству автомобилей в США.

Следует отметить, что объемы перевозок грузов ведомственным (необщего пользования) автомобильным транспортом в СССР были в разы больше перевозок транспортом общего пользования (коммерческим). В 1990 г. - в 3,3 раза. Причем с годами разрыв увеличивался.
Грузооборот автомобильного транспорта общего пользования в СССР был значительно меньше грузооборота автотранспорта в США.
Государство | 1970 | 1980 | 1985 | 1988 |
СССР | 64,2 | 131,5 | 141,6 | 143,3 |
Китай | 13,8 | 25,5 | 35,4 | 42,1 |
Великобритания | 85 | 95,9 | 110 | 125 |
Франция | 62,4 | 97,9 | 89,1 | 105 |
ФРГ | 78,7 | 124 | 132 | 145 |
США [139] | 785 | 1050 | 1160 | 1250 |
США [S.3] | 601,5 | 810 | 890,6 | 1045 (1989 г.) |

За 1970 - 1990 гг. протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием в СССР увеличилась в 1,8 раза и достигла 883 тыс. км. За 1970 - 1990 гг. длина дорог общего пользования с твердым покрытием в США увеличилась в 1,4 раза и достигла 3,63 млн. км.


Трубопроводный транспорт
К 1990 г. длина магистральных трубопроводов достигла в СССР 305 тыс. км. Это второй показатель в мире после США.



© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2020
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.