Судостроение в СССР
Строительство судов в СССР в 1971 - 1990 годах
Сводная таблица построенных в СССР морских судов в 1951 - 1990 годах
СССР: экспорт и импорт судов и судового оборудования
Дедвейт морского флота СССР в 1980 - 1991 годах
Строительство морских судов в Японии, ФРГ и Республике Корея
Валовой тоннаж морских судов, построенных в России в 2021 году
На этой странице приведены данные по гражданскому судостроению в СССР. Информация по строительству военных судов (кораблей) приведена здесь .
Строительство судов в СССР в 1946 - 1970 годах
Российская империя заметно отставала от развитых стран по суммарной вместимости судов морского торгового флота, и в 1938 году СССР не входил в десятку крупнейших по этому показателю стран.

Гражданское судостроение в СССР было бедным родственником кораблестроения оборонного. ЦСУ и Госкомстат СССР не публиковали статистических данных по постройке судов гражданского флота страны. Данные международных организаций (см., например, статистический ежегодник ООН [S.100]) неполные и зачастую недостоверны.
После Второй мировой войны в стране в огромных количествах проектировались и строились корабли для ВМФ: подводные лодки (за 1945 - 1958 годы построено более 330), легкие крейсеры (за 1946 - 1955 годы построено 19), эскадренные миноносцы (за 1947 - 1957 годы - 108), сторожевые корабли (за 1947 - 1959 годы - 81), десантные корабли, тральщики, большие и малые торпедные катера, охотники за подводными лодками, суда обеспечения. В следующие годы объемы строительства увеличились. Строились атомные подводные лодки, ракетные крейсеры, большие ракетные корабли, ракетные катера, противолодочные корабли, авианосцы, эсминцы, плавбазы и многие другие. Затем новые корабли, подводные лодки и ядерные ракеты для них - и так до полного развала страны. Номенклатура строившихся военных кораблей и их количество были, мягко говоря, внушительными, данные - здесь .
Для гражданского флота в первые годы после войны в СССР строились буксиры. Первые сухогрузы, теплоходы типа «Алатырь» дедвейтом всего 440 тонн, строили с 1950 года. С начала 1950-х строятся танкеры, с 1956 года - крупные сухогрузы. В дальнейшем в стране строились лесовозы, контейнеровозы, пассажирские суда, морские паромы и многие другие суда.
По данным [S.120] торговый флот СССР на сентябрь 1939 года насчитывал 354 судна суммарным дедвейтом 1,6 млн. тонн. В 1963 году морской торговый флот насчитывал 483 судна суммарным дедвейтом 1,9 млн. тонн [121]. В 1965 году в морском торговом флоте СССР было уже 1345 судов суммарным дедвейтом 9,6 млн. тонн.
(учтены суда 1000 и более GT) [S.120]
Тип судна | 1954 | 1958 | 1965 |
Грузопассажирские | 71 | 72 | 80 |
Грузовые | 425 | 575 | 868 |
Сухогрузы (Bulk Carriers) | 16 | 35 | 165 |
Танкеры | 51 | 92 | 232 |
Всего | 563 | 774 | 1345 |

Доля советских судов в суммарной перевозке морских грузов страны составила в 1965 году около 50%.
Год | Морские перевозки СССР, млн. т | В том числе перевезено грузов советскими судами, млн. т | Доля морских грузов, перевезенных судами СССР, проценты |
1950 | 8,3 | 5,9 | 72 |
1958 | 26,6 | 14,6 | 55 |
1960 | 44,3 | 18,2 | 41 |
1962 | 66,9 | 24,8 | 37 |
1965 | 91,8 | 46,4 | 50 |
Участие зарубежных стран в создании торгового флота СССР
Суда для гражданского флота СССР строились не только в СССР, но и в странах СЭВ, Югославии, Финляндии, Дании, Нидерландах, Италии и в других. Участие зарубежных стран в строительстве судов торгового флота СССР можно оценить по таблицам.
(по состоянию на 31.12.1965 года)[168, S.122]
Страна | Количество судов по годам постройки | Итого | ||||||||||
До 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | ||
СССР на своих заводах | 61 | 15 | 21 | 9 | 12 | 17 | 15 | 19 | 26 | 20 | 32 | 247 |
Социалистические страны | 104 | 20 | 18 | 26 | 41 | 52 | 37 | 43 | 52 | 31 | 42 | 456 |
Другие страны | 399 | 20 | 12 | 8 | 12 | 19 | 13 | 33 | 29 | 47 | 40 | 632 |
Всего | 564 | 55 | 51 | 43 | 65 | 88 | 65 | 95 | 107 | 98 | 114 | 1345 |
Как видим, социалистическими и западными странами судов гражданского флота для СССР строилось значительно больше, чем их строилось в самом СССР.
Страна постройки | Многоцелевые | Грузопассажирские | Навалочники | Танкеры | Итого |
СССР | 138 | 14 | 0 | 95 | 247 |
Социалистические страны (кроме СССР) | 287 | 25 | 127 | 27 | 466 |
Другие страны | 467 | 41 | 14 | 110 | 632 |
Всего | 892 | 80 | 141 | 232 | 1345 |
Доля СССР, проценты | 15,50% | 17,50% | 0% | 40,90% | 18,40% |
На 30.06.1966 общее число заказанных и строящихся для СССР морских торговых судов составило 552, это 28% от общего числа заказанных и строящихся судов в мире [168, S.122]. Непосредственно в СССР заказаны и строились 147 судов (26,6% от 552), в том числе 55 танкеров и 83 многоцелевых судна.
Страна постройки | Грузопассажирские | Многоцелевые | Навалочники | Танкеры | |||
Количество | Колич. | Дедвейт, тыс. т | Колич. | Дедвейт, тыс. т | Колич. | Дедвейт, тыс. т | |
СССР | 9 | 83 | 699 | 0 | 0 | 55 | 1062 |
Социалистические страны (кроме СССР) | 3 | 217 | 824 | 158 | 158 | 25 | 344 |
Другие страны | 0 | 103 | 668 | 0 | 0 | 50 | 485 |
Всего | 12 | 403 | 2191 | 158 | 158 | 130 | 1891 |
Доля СССР, проценты | 75% | 20,60% | 31,90% | 0% | 0% | 42,30% | 56,20% |
Из социалистических стран наибольшее количество судов заказано и строилось для СССР на 30.06.1966 в Польше (15 танкеров и 46 многоцелевых судов), ГДР (48 многоцелевых судов и 3 грузопассажирских), Болгарии (10 танкеров и 44 многоцелевых судна).
Из капиталистических следует отметить Финляндию, в которой были заказаны и строились для СССР 34 танкера и 68 многоцелевых судна.
за период 1946 - 1970 [167]
Тип судна | Количество построенных в СССР судов | ||||
1946- 1950 | 1951- 1955 | 1956- 1960 | 1961- 1965 | 1966- 1970 | |
Морские танкеры (дедвейтом 1000 т и более) | 1 | 31 | 68 | 34 | 55 |
Морские навалочники и нефтенавалочники | - | - | - | - | 5 |
Морские сухогрузные суда (универсальные, лесовозы, контейнеровозы и другие) дедвейтом более 500 т | - | 2 | 20 | 94 | 145 |
Суда с горизонтальной грузообработкой (включая паромы) | - | 9 | 6 | 10 | 14 |
Ледокольно-транспортные суда, суда-снабженцы, лихтеровозы | - | - | - | 3 | 6 |
Танкеры и нефтерудовозы смешанного плавания | - | - | - | 24 | 46 |
Сухогрузные суда смешанного плавания | - | - | - | ~30 | ~55 |
Морские пассажирские суда, включая суда прибрежного плавания | ~50 | ~120 | ~150 | ~50 | |
Речные пассажирские суда, включая паромы | ~150 | ~210 | ~330 | ~350 | |
Ледоколы, включая атомные (без речных) | - | - | 2 | 13 | 7 |
На 31.12.1969 года количество судов морского торгового флота СССР составило 1717, их дедвейт - 12,8 млн. тонн [S.123].
Тип судна | Количество | Дедвейт, млн. т |
Грузовые | 829 | 5,54 |
Танкеры | 344 | 4,62 |
Грузовые рефрижераторы | 158 | 0,64 |
Сухогрузы (навалочники) | 44 | 0,333 |
Рудовозы | 32 | 0,2 |
Лесовозы | 120 | 0,83 |
Углевозы | 57 | 0,28 |
Грузопассажирские | 73 | 0,19 |
Другие | 60 | 0,13 |
Всего | 1717 | 12,76 |
Источник: [S.123]. Учтены суда дедвейтом 1000 GT и более |
Строительство судов в СССР в 1971 - 1990 годах
С середины 1970-х начинается сокращение гражданского судостроения в СССР, военная нагрузка на судостроение, как и на всю экономику, становится непосильной для страны. Авианосцы, крейсеры, эсминцы, атомные подводные лодки, межконтинентальные ракеты, бомбардировщики, истребители, танки, самоходные орудия, боевые машины пехоты и так далее уже практически раздавили собственную гражданскую экономику, до развала государства осталось 15 лет. Пока выручают нефтедоллары - импорт гражданских судов и оборудования увеличивается.
Тип | 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 | 1986-1990 |
Морские транспортные суда: | ||||
- количество | 215 | 136 | 88 | 57 |
- суммарный дедвейт, тыс. т | 2720 | 2460 | 1850 | 1480 |
В том числе (количество): | ||||
Морские танкеры (дедвейтом более 1000 т) | 31 | 23 | 30 | 18 |
Морские навалочники и нефтенавалочники | 27 | 23 | 10 | 12 |
Морские сухогрузные суда (дедвейтом более 500 т) | 148 | 71 | 33 | 10 |
Суда с горизонтальной грузообработкой | 10 | 18 | 16 | 8 |
Сводная таблица построенных в СССР морских судов в 1951 - 1990 годах
Данные по строительству в СССР основных гражданских судов приведены в таблице ниже. В таблицу не включены: суда построенные в СССР для рыболовного флота (данные по ним приведены здесь), речные самоходные транспортные суда, несамоходные транспортные суда, научно-исследовательские и учебные суда, буксиры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие подъемные краны и крановые суда, суда технического флота, спасательные суда, пожарные суда, стояночные суда.
Основной источник при составлении таблицы - [167], использованы также данные портала [169]. По некоторым судам данные в источнике [167] отсутствуют или отличаются от данных в других источниках.
Тип | Дата постройки, начала серии | Дедвейт, тонн | Всего построено |
Сухогруз типа «Алатырь» | 1951 | 442 | 43 |
Танкер «Ази Асланов» (достроен) | 1950 | ~10000 | 1 |
Танкер типа «Казбек» | 1951 | 11800 | 62 |
Танкер типа «Олег Кошевой» (1) | 1954 | 4696 | 7 |
Танкер типа «Инженер Пустошкин» | 1957 | 4643 | 34 |
Танкер «Урал» (достроен) | 1956 | 8690 | 1 |
Танкер типа «Пекин» | 1963 | 30900 | 7 |
Танкер типа «София» | 1963 | 49370 | 23 |
Танкер ледового плавания типа «Баскунчак» | 1964 | 1660 | 43 |
Сухогруз типа «Днепрогэс» | 1956 | 7250 | 6 |
Скоростной сухогруз типа «Ленинский комсомол» | 1959 | 16040 | 25 |
Сухогрузы открытого типа «Полтава»/ «Бежица» | 1962 | 13040/12730 | 55 |
Сухогруз ледового плавания типа «Амгуэма» | 1962 | 6340/9573 | 15 |
Хлопколесовоз типа «Инженер Белов» | 1959 | 4016 | 21 |
Хлопколесовоз типа «Павлин Виноградов» | 1960 | 6402 | 6 |
Лесовоз «Малоярославец» | 1963 | 3584 | 3 |
Лесовоз типа «Сибирьлес» | 1962 | 4170 | 19 |
Лесовоз типа «Вытегралес» | 1963 | 6550 | 64 |
Сухогруз типа «Абрука» | 1961 | 583 | 12 |
Пассажирский теплоход типа «Киргизстан» | 1959 | 594 | 9 |
Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Комета» (118 пассажиров) | 1962 | 56* | ~ 190 |
Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Вихрь» (260 пассажиров) | 1962 | 118* | 1 |
Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Стрела» (90 пассажиров) | 1961 | 45* | 3 |
Морской паром типа «Советский Азербайджан» | 1962 | 2370 | 5 |
Ледоколы типа «Василий Прочинцев» | 1960 | 2935 | 32 |
Сухогруз типа «Славянск» | 1966 | 12887 | 42 |
Сухогруз типа «Пятидесятилетие комсомола» | 1968 | 8290 | 36 |
Сухогруз типа «Капитан Кушнаренко» | 1967 | 15770 | 21 |
Сухогруз типа «Герои панфиловцы» | 1972 | 13500 | 46 |
Сухогруз типа «Николай Жуков» | 1972 | 7700 | 14 |
Лесовоз типа «Балхаш» | 1968 | 1500 | 3 |
Лесовоз типа «Советский воин» | 1968 | 2500 | 20 |
Лесовоз типа «Петрозаводск» | 1968 | 6535 | 23 |
Грузовое судно типа «Кишинев» | 1968 | 4156 | 35 |
Грузовое судно типа «Советская Якутия» | 1972 | 4000 | 8 |
Грузовое судно типа «Василий Шукшин» | 1977 | 5590 | 12 |
Грузовое судно типа «Виталий Дьяконов» | 1983 | 5020 | 11 |
Агломератовоз типа «Вольногорск» | 1970 | 4300 | 7 |
Лесовоз типа «Пионер Москвы» | 1973 | 6780 | 27 |
Контейнеровоз типа «Сестрорецк» | 1972 | 6010 | 5 |
Контейнеровоз типа «Александр Фадеев» | 1973 | 6280 | 5 |
Контейнеровоз типа «Капитан Сахаров» | 1979 | 5720 | 5 |
Танкер типа «Олег Кошевой» (2) | 1980 | 6179 | 16 |
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Иван Скуридин» | 1975 | 4600 | 14 |
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Шестидесятилетие СССР» | 1982 | 5500 | 5 |
Судно с горизонтальной погрузкой типа «С. Киров» | 1989 | 12290 | 1 |
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Кронштадт» | 1992 | 13480 | 1 |
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Капитан Смирнов» | 1975 - 1987 | 20075 | 4 |
Морской паром типа «Сахалин» | 1973 | 2427/2820 | 10 |
Судно-снабженец типа «Вавчуга» | 1979 | 1360 | 3 |
Лихтеровоз типа «Алексей Косыгин» | 1983 | 40880 | 4 |
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» | 1988 | 33980 | 1 |
*водоизмещение |
Строительство атомных ледоколов
За 1959 - 1989 годы в СССР построены 5 атомных лекдоколов. Кроме того, 2 атомных ледокола по заказу СССР построены в Финляндии, их атомные установки изготовлены и установлены на ледоколы в СССР.
Наименование | Год постройки | Водоизмещение, тонн |
«Ленин» | 1959 | 16000 |
«Арктика» | 1975 | 23460 |
«Сибирь» | 1978 | 21120 |
«Россия» | 1985 | 23460 |
«Советский Союз» | 1989 | 23000 |
«Вайгач», построен Финляндией, атомная установка создана и установлена в СССР | 1989 | 20790 |
«Таймыр», построен Финляндией, атомная установка создана и установлена в СССР | 1989 | 20000 |
За 1971 - 1990 годы построено около 2400 судов для рыболовного флота, а также около 400 речных и смешанного плавания самоходных судов.
СССР: экспорт и импорт судов и судового оборудования
Максимальная величина экспорта судов и судового оборудования из СССР составила в 1990 году 244,4 млн. руб. Ежегодный импорт СССР судов и судового оборудования в середине 1980-х превышал 2 млрд. руб.

Дедвейт морского флота СССР в 1980 - 1991 годах
Таким образом, к 1990 году в СССР был создан крупный морской торговый и рыболовный флот. На начало 1991 года его дедвейт составил 29,4 млн. тонн, в том числе танкеров - 6 млн. тонн.
в 1980 - 1991 годах, млн. т
Тип судна | 1980 | 1985 | 1990 | 1991 | % для 1991 |
Нефтяные танкеры | 7,4 | 7,2 | 6,2 | 6 | 2,4 |
Балкеры (для перевозки насыпных грузов) | 2,8 | 4,4 | 6,6 | 6,72 | 22,9 |
Суда для перевозки генеральных грузов (упакованных штучных - ящиков, мешков и т. п.) | 9,9 | 10,3 | 10,6 | 11,23 | 38,2 |
Контейнеровозы | 0,25 | 0,6 | 0,6 | 0,63 | 2,1 |
Другие | 5 | 5,5 | 5,2 | 4,8 | 16,3 |
Всего | 25,3 | 27,9 | 29,2 | 29,38 | 100 |
Источник: UNCTADstat. Включены морские самоходные торговые суда, рыболовные суда. Не включены суда менее 100 GT. |
Строительство морских судов в Японии, ФРГ и Республике Корея
В мире по объемам гражданского судостроения в 1970-х и 1980-х уверенно лидировала Япония, стремительно наращивали производство Республика Корея и Китай.

Валовой тоннаж морских судов, построенных в России в 2021 году
После распада СССР, советский флот был разделен между бывшими республиками, в него входившими. В 1990-х, под руководством «эффективных менеджеров», основная часть российского флота уже плавала под иностранными флагами.
Производство морских торговых судов многократно сократилось. В начале 2020-х в России таких судов строилось значительно меньше, чем, например, во Вьетнаме. В гражданском судостроении мира уверенно лидировал Китай.

На главную
В раздел "Промышленность СССР"
© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.