Судостроение в СССР

Строительство судов в СССР и России
      Строительство судов в СССР в 1946 - 1970 годах
      Строительство судов в СССР в 1971 - 1990 годах
      Сводная таблица построенных в СССР морских судов в 1951 - 1990 годах
      Дедвейт морского флота СССР в 1980 - 1991 годах
      Валовой тоннаж морских судов, построенных в России в 2021 году
СССР: экспорт и импорт судов и судового оборудования
Строительство морских судов в Японии, ФРГ и Республике Корея

Строительство судов в СССР и России

На этой странице приведены данные по гражданскому судостроению в СССР. Информация по строительству военных судов (кораблей) приведена здесь .

Строительство судов в СССР в 1946 - 1970 годах

Российская империя заметно отставала от развитых стран по суммарной вместимости судов морского торгового флота, и в 1938 году СССР не входил в десятку крупнейших по этому показателю стран.

Суммарная валовая вместимость (Gross tonnage) торговых судов СССР и некоторых других стран в июне 1938 года, млн. тонн.

Гражданское судостроение в СССР было бедным родственником кораблестроения оборонного. ЦСУ и Госкомстат СССР не публиковали статистических данных по постройке судов гражданского флота страны. Данные международных организаций (см., например, статистический ежегодник ООН [S.100]) неполные и зачастую недостоверны.

После Второй мировой войны в стране в огромных количествах проектировались и строились корабли для ВМФ: подводные лодки (за 1945 - 1958 годы построено более 330), легкие крейсеры (за 1946 - 1955 годы построено 19), эскадренные миноносцы (за 1947 - 1957 годы - 108), сторожевые корабли (за 1947 - 1959 годы - 81), десантные корабли, тральщики, большие и малые торпедные катера, охотники за подводными лодками, суда обеспечения. В следующие годы объемы строительства увеличились. Строились атомные подводные лодки, ракетные крейсеры, большие ракетные корабли, ракетные катера, противолодочные корабли, авианосцы, эсминцы, плавбазы и многие другие. Затем новые корабли, подводные лодки и ядерные ракеты для них - и так до полного развала страны. Номенклатура строившихся военных кораблей и их количество были, мягко говоря, внушительными, данные - здесь .

Для гражданского флота в первые годы после войны в СССР строились буксиры. Первые сухогрузы, теплоходы типа «Алатырь» дедвейтом всего 440 тонн, строили с 1950 года. С начала 1950-х строятся танкеры, с 1956 года - крупные сухогрузы. В дальнейшем в стране строились лесовозы, контейнеровозы, пассажирские суда, морские паромы и многие другие суда.

По данным [S.120] торговый флот СССР на сентябрь 1939 года насчитывал 354 судна суммарным дедвейтом 1,6 млн. тонн. В 1963 году морской торговый флот насчитывал 483 судна суммарным дедвейтом 1,9 млн. тонн [121]. В 1965 году в морском торговом флоте СССР было уже 1345 судов суммарным дедвейтом 9,6 млн. тонн.

Количество морских торговых судов в СССР в 1954 - 1965 годах
(учтены суда 1000 и более GT) [S.120]


Тип судна195419581965
Грузопассажирские717280
Грузовые425575868
Сухогрузы (Bulk Carriers)1635165
Танкеры5192232
Всего5637741345


Дедвейт судов торгового морского флота СССР в 1946 - 1965 годах, млн. тонн

Доля советских судов в суммарной перевозке морских грузов страны составила в 1965 году около 50%.

Морские перевозки грузов СССР в 1950 - 1965 годах

ГодМорские перевозки СССР, млн. тВ том числе перевезено грузов советскими судами, млн. тДоля морских грузов, перевезенных судами СССР, проценты
19508,35,972
195826,614,655
196044,318,241
196266,924,837
196591,846,450

Участие зарубежных стран в создании торгового флота СССР

Суда для гражданского флота СССР строились не только в СССР, но и в странах СЭВ, Югославии, Финляндии, Дании, Нидерландах, Италии и в других. Участие зарубежных стран в строительстве судов торгового флота СССР можно оценить по таблицам.

Страны, принимавшие участие в строительстве судов торгового флота для СССР
(по состоянию на 31.12.1965 года)[168, S.122]


СтранаКоличество судов по годам постройкиИтого
До 19551956195719581959196019611962196319641965
СССР на своих заводах611521912171519262032247
Социалистические страны10420182641523743523142456
Другие страны3992012812191333294740632
Всего56455514365886595107981141345

Как видим, социалистическими и западными странами судов гражданского флота для СССР строилось значительно больше, чем их строилось в самом СССР.

Количество построенных для СССР судов по типам и странам постройки за период до 1965 года [168, S.122]

Страна постройкиМногоцелевыеГрузопассажирскиеНавалочникиТанкерыИтого
СССР13814095247
Социалистические страны (кроме СССР) 2872512727466
Другие страны4674114110632
Всего 892801412321345
Доля СССР, проценты15,50%17,50%0%40,90%18,40%

На 30.06.1966 общее число заказанных и строящихся для СССР морских торговых судов составило 552, это 28% от общего числа заказанных и строящихся судов в мире [168, S.122]. Непосредственно в СССР заказаны и строились 147 судов (26,6% от 552), в том числе 55 танкеров и 83 многоцелевых судна.

Суда торгового морского флота, заказанные или строящиеся для СССР на 30.06.1966 [168, S.122]

Страна постройкиГрузопассажирскиеМногоцелевыеНавалочникиТанкеры
КоличествоКолич.Дедвейт,
тыс. т
Колич.Дедвейт,
тыс. т
Колич.Дедвейт,
тыс. т
СССР98369900551062
Социалистические страны (кроме СССР)321782415815825344
Другие страны01036680050485
Всего1240321911581581301891
Доля СССР, проценты75%20,60%31,90%0%0%42,30%56,20%

Из социалистических стран наибольшее количество судов заказано и строилось для СССР на 30.06.1966 в Польше (15 танкеров и 46 многоцелевых судов), ГДР (48 многоцелевых судов и 3 грузопассажирских), Болгарии (10 танкеров и 44 многоцелевых судна).

Из капиталистических следует отметить Финляндию, в которой были заказаны и строились для СССР 34 танкера и 68 многоцелевых судна.

Сводная таблица по количеству построенных в СССР некоторых основных типов гражданских судов
за период 1946 - 1970 [167]


Тип суднаКоличество построенных в СССР судов
1946-
1950
1951-
1955
1956-
1960
1961-
1965
1966-
1970
Морские танкеры (дедвейтом 1000 т и более)131683455
Морские навалочники и нефтенавалочники----5
Морские сухогрузные суда (универсальные, лесовозы, контейнеровозы и другие) дедвейтом более 500 т-22094145
Суда с горизонтальной грузообработкой (включая паромы)-961014
Ледокольно-транспортные суда, суда-снабженцы, лихтеровозы---36
Танкеры и нефтерудовозы смешанного плавания---2446
Сухогрузные суда смешанного плавания---~30~55
Морские пассажирские суда, включая суда прибрежного плавания~50~120~150~50
Речные пассажирские суда, включая паромы~150~210~330~350
Ледоколы, включая атомные (без речных)--2137

На 31.12.1969 года количество судов морского торгового флота СССР составило 1717, их дедвейт - 12,8 млн. тонн [S.123].

Количество и дедвейт судов морского торгового флота СССР по типам на 31.12.1969

Тип суднаКоличествоДедвейт, млн. т
Грузовые8295,54
Танкеры3444,62
Грузовые рефрижераторы1580,64
Сухогрузы (навалочники)440,333
Рудовозы320,2
Лесовозы1200,83
Углевозы570,28
Грузопассажирские730,19
Другие600,13
Всего171712,76
Источник: [S.123]. Учтены суда дедвейтом 1000 GT и более

Строительство судов в СССР в 1971 - 1990 годах

С середины 1970-х начинается сокращение гражданского судостроения в СССР, военная нагрузка на судостроение, как и на всю экономику, становится непосильной для страны. Авианосцы, крейсеры, эсминцы, атомные подводные лодки, межконтинентальные ракеты, бомбардировщики, истребители, танки, самоходные орудия, боевые машины пехоты и так далее уже практически раздавили собственную гражданскую экономику, до развала государства осталось 15 лет. Пока выручают нефтедоллары - импорт гражданских судов и оборудования увеличивается.

Объем строительства морских транспортных судов в СССР в 1971 - 1990 [167]

Тип1971-19751976-19801981-19851986-1990
Морские транспортные суда:
- количество2151368857
- суммарный дедвейт, тыс. т2720246018501480
В том числе (количество):
Морские танкеры (дедвейтом более 1000 т)31233018
Морские навалочники и нефтенавалочники27231012
Морские сухогрузные суда (дедвейтом более 500 т) 148713310
Суда с горизонтальной грузообработкой1018168

Сводная таблица построенных в СССР морских судов в 1951 - 1990 годах

Данные по строительству в СССР основных гражданских судов приведены в таблице ниже. В таблицу не включены: суда построенные в СССР для рыболовного флота (данные по ним приведены здесь), речные самоходные транспортные суда, несамоходные транспортные суда, научно-исследовательские и учебные суда, буксиры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие подъемные краны и крановые суда, суда технического флота, спасательные суда, пожарные суда, стояночные суда.

Основной источник при составлении таблицы - [167], использованы также данные портала [169]. По некоторым судам данные в источнике [167] отсутствуют или отличаются от данных в других источниках.

Строительство в СССР морских судов с 1951 по 1990 годы [167]

ТипДата постройки,
начала серии
Дедвейт, тоннВсего
построено
Сухогруз типа «Алатырь»195144243
Танкер «Ази Асланов» (достроен)1950~100001
Танкер типа «Казбек»19511180062
Танкер типа «Олег Кошевой» (1)195446967
Танкер типа «Инженер Пустошкин»1957464334
Танкер «Урал» (достроен)195686901
Танкер типа «Пекин»1963309007
Танкер типа «София»19634937023
Танкер ледового плавания типа «Баскунчак»1964166043
Сухогруз типа «Днепрогэс» 195672506
Скоростной сухогруз типа «Ленинский комсомол»19591604025
Сухогрузы открытого типа «Полтава»/ «Бежица» 196213040/1273055
Сухогруз ледового плавания типа «Амгуэма»19626340/957315
Хлопколесовоз типа «Инженер Белов»1959401621
Хлопколесовоз типа «Павлин Виноградов»196064026
Лесовоз «Малоярославец»196335843
Лесовоз типа «Сибирьлес»1962417019
Лесовоз типа «Вытегралес»1963655064
Сухогруз типа «Абрука»196158312
Пассажирский теплоход типа «Киргизстан»19595949
Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Комета» (118 пассажиров)196256*~ 190
Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Вихрь» (260 пассажиров)1962118*1
Пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Стрела» (90 пассажиров)196145*3
Морской паром типа «Советский Азербайджан»196223705
Ледоколы типа «Василий Прочинцев» 1960293532
Сухогруз типа «Славянск»19661288742
Сухогруз типа «Пятидесятилетие комсомола»1968829036
Сухогруз типа «Капитан Кушнаренко»19671577021
Сухогруз типа «Герои панфиловцы»19721350046
Сухогруз типа «Николай Жуков»1972770014
Лесовоз типа «Балхаш»196815003
Лесовоз типа «Советский воин»1968250020
Лесовоз типа «Петрозаводск»1968653523
Грузовое судно типа «Кишинев»1968415635
Грузовое судно типа «Советская Якутия»197240008
Грузовое судно типа «Василий Шукшин»1977559012
Грузовое судно типа «Виталий Дьяконов»1983502011
Агломератовоз типа «Вольногорск»197043007
Лесовоз типа «Пионер Москвы»1973678027
Контейнеровоз типа «Сестрорецк»197260105
Контейнеровоз типа «Александр Фадеев»197362805
Контейнеровоз типа «Капитан Сахаров»197957205
Танкер типа «Олег Кошевой» (2)1980617916
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Иван Скуридин»1975460014
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Шестидесятилетие СССР»198255005
Судно с горизонтальной погрузкой типа «С. Киров»1989122901
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Кронштадт»1992134801
Судно с горизонтальной погрузкой типа «Капитан Смирнов»1975 - 1987200754
Морской паром типа «Сахалин»19732427/282010
Судно-снабженец типа «Вавчуга»197913603
Лихтеровоз типа «Алексей Косыгин»1983408804
Атомный лихтеровоз «Севморпуть»1988339801
*водоизмещение

Строительство атомных ледоколов

За 1959 - 1989 годы в СССР построены 5 атомных лекдоколов. Кроме того, 2 атомных ледокола по заказу СССР построены в Финляндии, их атомные установки изготовлены и установлены на ледоколы в СССР.

Атомные ледоколы, построенные в СССР или с участием СССР

НаименованиеГод постройкиВодоизмещение, тонн
«Ленин»195916000
«Арктика»197523460
«Сибирь»197821120
«Россия»198523460
«Советский Союз»198923000
«Вайгач», построен Финляндией, атомная установка создана и установлена в СССР198920790
«Таймыр», построен Финляндией, атомная установка создана и установлена в СССР198920000

За 1971 - 1990 годы построено около 2400 судов для рыболовного флота, а также около 400 речных и смешанного плавания самоходных судов.

Дедвейт морского флота СССР в 1980 - 1991 годах

Таким образом, к 1990 году в СССР был создан крупный морской торговый и рыболовный флот. На начало 1991 года его дедвейт составил 29,4 млн. тонн, в том числе танкеров - 6 млн. тонн.

Суммарный дедвейт гражданских судов морского флота СССР по типам на начало года
в 1980 - 1991 годах, млн. т


Тип судна1980198519901991% для 1991
Нефтяные танкеры7,47,26,262,4
Балкеры (для перевозки насыпных грузов)2,84,46,66,7222,9
Суда для перевозки генеральных грузов (упакованных штучных - ящиков, мешков и т. п.)9,910,310,611,2338,2
Контейнеровозы0,250,60,60,632,1
Другие55,55,24,816,3
Всего25,327,929,229,38100
Источник: UNCTADstat. Включены морские самоходные торговые суда, рыболовные суда. Не включены суда менее 100 GT.

Валовой тоннаж морских судов, построенных в России в 2021 году

После распада СССР, советский флот был разделен между бывшими республиками, в него входившими. В 1990-х, под руководством «эффективных менеджеров», основная часть российского флота уже плавала под иностранными флагами.

Производство морских торговых судов многократно сократилось. В начале 2020-х в России таких судов строилось значительно меньше, чем, например, во Вьетнаме. В гражданском судостроении мира уверенно лидировал Китай.

Валовой тоннаж (Gross tonnage, GT) торговых судов, построенных в некоторых странах в 2021 году, млн. тонн

СССР: экспорт и импорт судов и судового оборудования

Максимальная величина экспорта судов и судового оборудования из СССР составила в 1990 году 244,4 млн. руб. Ежегодный импорт СССР судов и судового оборудования в середине 1980-х превышал 2 млрд. руб.

СССР: экспорт и импорт судов и судового оборудования, 1950 - 1990 годы, млн. руб.

Строительство морских судов в Японии, ФРГ и Республике Корея

В мире по объемам гражданского судостроения в 1970-х и 1980-х уверенно лидировала Япония, стремительно наращивали производство Республика Корея и Китай.

Валовая регистровая вместимость судов, спущенных на воду в Японии, Республике Корея и ФРГ в 1970 - 1990 годах, млн.  регистровых тонн

На главную
В раздел "Промышленность СССР"

© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.