Оборонная промышленность СССР
Кораблестроение (военное судостроение)
Ракетное оружие стратегического назначения
Бронетанковая промышленность
Экспорт вооружений
Заключение
«Благодаря многолетним интенсивным инвестициям СССР развернул крупнейшую в мире оборонно-промышленную базу с 3000 - 5000 предприятий и рабочей силой 7 - 10 млн. человек. В эту отрасль вошли 150 крупных сборочных предприятий, тысячи предприятий по производству комплектующих изделий и материалов, более 1500 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных центров» [S.93].
Основные мощности военно-промышленного комплекса СССР располагались в четырех республиках [S.93]:
Республика | Доля оборонных предприятий республики в ВПК СССР (проценты) | Примерное количество оборонных предприятий и объектов НИОКР | Примерное количество работников на предприятиях ВПК, млн. |
РСФСР | ~70 | 2000 - 4000 | 5 - 8 |
Украинская ССР | ~15 | ~700 | 1,5 (0,5 млн. на предприятиях ВПК и ~ 1 млн. участвовали в выпуске оборонной продукции) |
Белорусская ССР | ~5 | ~120 | 0,3 |
Казахская ССР | ~3 | ~50 | н.д. |
Оборонной промышленностью СССР выпускался значительный объем гражданских изделий. В марте 1989 г. в беседе с иностранными журналистами премьер-министр СССР Н. Рыжков отметил, что доля гражданских изделий в выпуске продукции оборонной промышленностью составляет 40%, пообещав, что в следующие годы эта доля существенно увеличится.
Самолетостроение
К концу 1980-х ВВС СССР были крупнейшими в мире: 211 авиационных полков, более 6000 боевых самолетов, в т.ч. около 1,8 тыс. истребителей и более 400 стратегических и дальних бомбардировщиков. Все самолеты были отечественного производства: СССР был мировой самолетостроительной державой.
Очень кратко рассмотрим лишь некоторые аспекты создания ВВС СССР.
В 1940 г. производство самолетов в СССР превысило 8 тыс., но это были, в основном, устаревшие типы.
Типы самолетов | Производство, единиц [122] | ||
1939 | 1940 | 1941 | |
Старые (ДБ-3, И-15, И-153, И-16, Р-10, СБ) | 7211 | 8391 | 2156 |
Новые (Ер-2, Ил-2, ЛаГГ-3, МиГ-3, Пе-2, Пе-8, Су-2, Як-1, Як-4, Як-7) | - | 348 | 10762 |
В период Великой отечественной войны, несмотря на гигантские потери и перемещение заводов вглубь территории, СССР опередил Германию по объемам производства самолетов.
Государство | Объем производства, тысяч [122] | ||
Всего за 1941 - 1944 | В т.ч. боевые | 1945 | |
СССР | 116,3 | 97,1 | 20,1 (январь - июнь) |
Германия | 91,1 | 77,5 | ~7 |
На конец 1945 г. в вооруженных силах СССР было около 58 тыс. самолетов.
Тип самолета | Количество [122] |
На 01.03.1945 | |
Истребители | 18081 |
Бомбардировщики | 7969 |
Штурмовики | 8370 |
Транспортные, учебные, связные | 13353 |
Итого | 47673 |
Выпуск за II - IV кв. 1945 | 12238 |
Итого, (с учетом потерь* в марте - мае 1945 г.) ~ 58 тыс. *Ежемесячные потери в 1945 г. составили 1025 самолетов [123] |
«Производством самолетов в 1945 году занимались 25 заводов, в 1964 г. - 13» [122]. Причины уменьшения числа заводов - «передача производственных мощностей под вертолетостроение и перепрофилирование заводов на выпуск ракетной техники» [122].
Во второй половине 1940-х - 1950-х СССР производил сверхзвуковых истребителей примерно столько, сколько их производили все страны НАТО, стратегических и дальних бомбардировщиков - меньше стран НАТО, фронтовых бомбардировщиков и дозвуковых истребителей второго поколения (МиГ-15 и МиГ-17) - значительно больше.
За период 1960 - 1990 гг. наибольшее количество самолетов (в среднем за год) производилось в 1976 - 1980 гг. - около 1800.

Краткие сведения об авиастроительных заводах СССР, выпускавших самолеты в послевоенный период [122]:
Название | Годы выпуска самолетов | Местоположение | Штат, человек | Количество моделей за весь период работы* | Выпуск самолетов за все годы работы* |
Дукс, № 1 | 1910-1960 | Москва, Самара (с 1941) | 15200 (1952) | 37 | 37934 |
Ульяновский АПК, Авиастар | 1985 - | Ульяновск | 45000 (1985) | 2 | 84 |
№ 10, № 31, Тбилисский АЗ | 1923-1991 | Таганрог, Тбилиси (с 1941) | 8979(1964) | 24 | 8258 |
№ 18, Куйбышевский МЗ, Авиакор | 1932 - | Воронеж, Самара (с 1941) | 20900 (1964) | 13 | 20287 |
№ 21, Горьковский АЗ, НАЗ Сокол | 1932 - | Нижний Новгород | 28180 (1964) | 17 | ~ 42600 |
№ 23 | 1941 - 1961 | Москва | 19446 (1959) | 5 | 3289 |
№ 30, Знамя труда, МАПО, РСК МиГ | 1941 - | Москва и Луховицы | 23143 (1964) | 14 | ~23500 |
№ 39, Иркутский МЗ | 1932 - | Москва, Иркутск (с 1941) | 18647 (1964) | 20 | 7197 |
№ 47 | 1934 - 1954 | Ленинград, Оренбург (с 1941) | 2170 (1949) | 5 | 3095 |
№ 64, Воронежский АЗ, ВАСО | 1947 - | Воронеж | 25463 (1964) | 9 | 4177 |
№ 82 | 1942-1951 | Тушино | ... | 3 | 2162 |
№ 84, Ташкентский АЗ, ТАПОиЧ | 1938- | Химки, Ташкент (с 1941) | 28583 (1964) | 8 | ~6600* |
№ 86, Таганрогский АЗ, ТАПО, Тагавиа | 1952- | Таганрог | 8000 (1970) | 5 | ~460 |
№ 99, У-УАЗ | 1943-1998 | Улан-Удэ | 1720 (1964) | 8 | 2677 |
№ 116, АМЗ Прогресс | 1941-1993 | Арсеньев | 8300 (1964) | 5 | 9760 |
№ 126, Дальневосточный МЗб КнААПО | 1936- | Комсомольск-на-Амуре | 18884 (1964) | 10 | ~12000 |
№ 135, Харьковский Азб ХГАПП | 1930-1991 | Харьков | 8883 (1964) | 12 | 3683 |
№ 153, Новосибирский АЗ, НАПО | 1937- | Новосибирск | 23410 (1964) | 13 | ~30000 |
№ 166, Полет | 1942-1961 1993-1997 | Омск | 11000 (1958) | 5 | 4530 |
№ 168 | 1942-1954 | Рязань, Волжск, Ростов-на-Дону (с 1944) | 10713 (1964) | 3 | 2656 |
№ 272 | 1947-1959 | Ленинград | 5531 (1959) | 3 | 4016 |
№ 292, Саратовский АЗ | 1938-1962 1967-2002 | Саратов | 19795 (1964) | 11 | 17399 |
№ 381 | 1941-1949 | Москва | 5793 (1948) | 6 | 2253 |
№ 387 | 1940-1951 | Ленинград, Казань (с 1941) | 9588 (1964) | 1 | 1295 |
№ 447 | 1945-1946 | Ереван | 1417 (1946) | 1 | 69 |
№ 463 | 1945-1949 | Рязань | 1744 (1948) | 1 | 541 |
№ 464, Долгопрудненский МЗ | 1942-1951 1965-1968 | Долгопрудный (Моск. обл.) | ... | 5 | 2508 |
№ 473, Киевский АЗ, КАПО, Авиант | 1950- | Киев | 11051 (1964) | 6 | 6065* |
№ 475, Смоленский АЗ | 1976- | Смоленск | 2878 (2002) | 3 | 702 |
Источник: [122]. * - до 1992 г. |
В СССР разработаны и запущены в серийное производство десятки типов военных самолетов. На всех заводах, по данным таблицы, было освоено более 250 моделей военных самолетов. Это потребовало огромных трудозатрат. Достаточно сказать, что крупный самолет состоит из сотен тысяч (и даже миллионов) деталей, и разработать и наладить серийное производство каждой - огромный труд. И это только военные самолеты. Удивительно, как вообще СССР удалось продержаться более 70 лет при таком разбазаривании материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Параметры некоторых наиболее известных военных самолетов, созданных и серийно выпускавшихся в послевоенном СССР, приведены в таблице (очень много моделей не пошли в серию).
Тип (без модифик.) | Назначение (в скобках - модификация, для которой приведены характеристики) | Год начала серийного производства | Взлетный вес, т | Max скорость, км/ч | Max потолок, км | Дальность полета, км | Всего выпущено |
Ла-9 | Истребитель | 1946 | 3,4 | 690 | 10,8 | 1950 | 1882 |
Миг-9 | Истребитель | 1946 | 5 | 911 | 13,5 | 800 | 604 |
Як-15 | Истребитель | 1946 | 2,63 | 805 | 13,35 | 510 | 280 |
Як-17 | Истребитель | 1948 | 2,9 | 751 | 12,75 | 720 | 430 |
Ту-4 | Стратегический бомбардировщик | 1948 | 47,9 | 558 | 11,2 | 6200 | 1295 |
Як-23 | Истребитель | 1949 | 2,9 | 932 | 14,8 | 755 | 313 |
Миг-15 | Истребитель (Миг-15 бис) | 1949 | 5 | 1076 | 15,5 | 1220 | 12669 |
Ла-15 | Истребитель | 1949 | 3,83 | 1026 | 13,5 | 1150 | 235 |
Ил-28 | Бомбардировщик | 1950 | 18,4 | 900 | 12,4 | 2580 | 6316 |
Ту-14 | Бомбардировщик | 1951 | 20 | 905 | 12,65 | 3000 | 148 |
МиГ-17 | Истребитель (МиГ-17Ф) | 1952 | 5,34 | 1145 | 16,6 | 1240 | 8087 |
Ту-16 | Дальний бомбардировщик | 1953 | 72 | 992 | 12,8 | 5600 | 1507 |
Бе-6 | Противолодочный, разведчик | 1952 | 23,5 | 408 | 6,3 | 5000 | 123 |
Як-25 | Истребитель-перехватчик | 1954 | 9,2 | 1090 | 13,9 | 2000 | 483 |
М-4, 3М | Стратегический бомбардировщик (3М) | 1954 | 193 | 940 | 12,25 | 12000 | 116 |
МиГ-19 | Истребитель (МиГ-19С) | 1955 | 7,56 | 1450 | 17,5 | 1390 | 1979 |
Ту-95 | Стратегический бомбардировщик (Ту-95МС) | 1955 | 185 | 830 | 10,5 | 12000 | ~300 |
Су-7 | Истребитель-бомбардировщик (Су-7Б) | 1957 | 12 | 2120 | 19,5 | 1130 | 1839 |
Су-9 | Истребитель-перехватчик | 1957 | 11,4 | 2230 | 20 | 1350 | 1068 |
Як-27 | Истребитель-перехватчик (Як-27Р) | 1957 | 11,7 | 1300 | 16,55 | 1170 | 175 |
Ан-12 | Транспортный (Ан-12Б) | 1957 | 61 | 660 | 10,5 | 7500 | 1205 |
Бе-10 | Противолодочный, противокорабельный | 1958 | 48,5 | 910 | 12,5 | 3150 | 27 |
МиГ-21 | Истребитель (МиГ-21 бис) | 1958 | 8,8 | 2175 | 17,8 | 1120 | 10696 |
Ту-22 | Дальний бомбардировщик (Ту-22К) | 1959 | 92 | 1540 | 13,5 | 5800 | 305 |
Як-28 | Многоцелевой (Як-28П) | 1959 | 16 | 1840 | 16 | 2150 | 1140 |
Ту-128 | Истребитель - перехватчик | 1961 | 43 | 1665 | 15,6 | 2565 | 199 |
Як-25РВ1 | Высотный разведчик | 1961 | 9,8 | 850 | 20500 | 3000 | 75 |
Су-11 | Истребитель | 1962 | 12,7 | 2340 | 18 | 1260 | 108 |
Ту-126 | Радиолокационного обнаружения | 1965 | 171 | 790 | 10,7 | 7000 | 8 |
Су-15 | Истребитель-перехватчик (Су-15ТМ) | 1965 | 17,2 | 2230 | 15,5 | 1550 | 1274 |
МиГ-25 | Истребитель (МиГ-25П) | 1966 | 34,9 | 3000 | 20,7 | 1730 | 1119 |
Ту-142 | Тяжелый противолодочный | 1967 | 185 | 800 | 10,6 | 10500 | ~110 |
МиГ-23 | Фронтовой истребитель (МиГ-23М) | 1968 | 15,7 | 2500 | 17,8 | 2380 | 5264 |
Су-17, Су-20, Су-22 | Истребитель-бомбардировщик (Су-17М) | 1969 | 14,3 | 2200 | 15,0 | 2450 | 2865 |
Ту-22М | Бомбардировщик-ракетоносец (Ту-22М3) | 1963 | 124 | 2300 | 13,0 | 5500 | 497 |
Су-24 | Фронтовой бомбардировщик (Су-24М) | 1971 | 33,5 | 1700 | 11,0 | 3000 | ~1200 |
МиГ-27 | Истребитель-бомбардировщик | 1973 | 17,9 | 1810 | 15,0 | 2100 | 732 |
Як-38 | Корабельный штурмовик вертик. взлета | 1973 | 10,3 | 1210 | 11,3 | 860 | 231 |
МиГ-31 | Истребитель-перехватчик | 1979 | 41,0 | 3000 | 20,6 | 3000 | 503 |
Су-25 | Штурмовик | 1979 | 14,6 | 950 | 7,0 | 1250 | ~1050 |
МиГ-29 | Истребитель | 1982 | 14,9 | 2400 | 18,0 | 1500 | более 1400 |
Су-27 | Истребитель | 1982 | 22,5 | 2500 | 18,5 | 3000 | ~ 900 |
Ту-160 | Стратегический ракетоносец | 1984 | 275 | 2000 | 15,0 | 13950 | 27 |
Ил-78 | Топливозаправщик (Ил-78МК) | 1984 | 190 | 820 | 12,0 | 2600 | 45 |
А-50 | Радиолокационного обнаружения | 1984 | более 190 | более 800 | 12,0 | 7500 | 25 |
Су-30 | Истребитель | * | 33 | 2450 | 19,5 | 3200 | * |
Источник: [122]. *Первый полет Су-30 - 31.12.1989, серийное производство - с 1991 г., первый полет серийного Су-30 - апрель 1992 г. |
Советской оборонной промышленностью разрабатывались, испытывались и создавались многие другие летательные аппараты: самолеты-снаряды (например, П-20С. П-100, Т-121, Т- 133, Ту-122, Ту-123), зенитные ракеты и зенитные комплексы (например, «Точка-У», С-125, С-200, С-300), беспилотные разведчики (например, ДБР-1 «Ястреб»). Ежегодное производство зенитных ракет только в 1950-х составляло многие тысячи штук ежегодно.
Наименование | Производство на заводах авиационной промышленности, штук [122] | |||||||
1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | |
Зенитные ракеты | 1432 | 1559 | 3001 | 2071 | 1800 | 2700 | 5900 | 8400 |
Самолеты-снаряды | 125 | 115 | 250 | 191 | 360 | 680 | 680 | 1050 |
Данные по производству гражданских самолетов и вертолетов в СССР и США см. здесь .
Кораблестроение (военное судостроение)
В этом разделе приведены данные по военному судостроению. Данные по производству гражданских судов в СССР см. здесь .
«Необходими отметить, что доля затрат на ВМФ СССР практически никогда не превышала 12–15% от бюджета МО СССР на развитие вооружений и военной техники» [209].
Основные мощности по строительству кораблей для ВМФ СССР были в городах: Николаев, Ленинград, Северодвинск, Калининград, Комсомольск-на-Амуре, Горький.
В таблицах ниже приведены списки подводных лодок и военных кораблей, построенных в СССР после второй мировой войны. При их составлении использованы основные источники: [125, 185, 186], а также базы данных ресурсов «Энциклопедия военной техники» - war-book.ru, RussianShips.info и другие источники.
Официальных данных по характеристикам лодок и кораблей нет, а в разных источниках они различаются (например, водоизмещение, экипаж и другие). Под последней таблицей приведены пояснения к ним.
Подводные лодки
Тип | Год | Количество | Водоизмещение, тысяч тонн | Экипаж человек | Глубина, метров | Длина, метров |
Атомные подводные лодки (АПЛ) с баллистическими ракетами | ||||||
Проекты 658, 658М | 1960 | 8 | 5,3 | 104 | 240 - 300 | 114 |
Проекты 667А, 667АУ, «Навага» | 1968 | 34 | 11,5 | 114 | 320 - 400 | 128 |
Проект 667Б, «Мурена» | 1972 | 18 | 13,7 | 120 | 320 - 400 | 139 |
Проект 667БД, «Мурена-М» | 1975 | 4 | 15,8 | 135 | 320 - 400 | 155 |
Проект 677БДР, «Кальмар» | 1976 | 14 | 16 | 130 | 320 - 400 | 155 |
Проект 941, «Акула» | 1981 | 6 (1) | 48 | 160 | 400 -500 | 173 |
Проект 677БДРМ «Дельфин» | 1984 | 7 | 18,2 | 135 | 320 -400 | 167 |
АПЛ с крылатыми ракетами | ||||||
Проект 659 | 1960 | 5 (1) | 4,9 | 104 | 240 - 300 | 111 |
Проект 675 | 1963 | 29 | 5,8 | 137 | 240 - 300 | 115 |
Проект 670, «Скат» | 1967 | 11 | 5 | 100 | 240 - 300 | 96 |
Проект 661, «Анчар» | 1969 | 1 | 8 | 80 | -400 | 107 |
Проект 670М, «Чайка» | 1973 | 6 | 5,5 | 84 | 240 - 300 | 105 |
Проект 949, «Гранит» | 1981 | 2 | 22,5 | 107 | 420 - 500 | 143 |
Проект 949А, «Антей» | 1986 | 6 (3) | 24 | 107 | 420 - 500 | 155 |
АПЛ торпедные | ||||||
Проекты 627, 627А, «Кит» | 1958 | 13 | 4,8 | 104 | 270 - 300 | 107 |
Проект 645 | 1963 | 1 | 4,4 | 105 | 270 - 300 | 110 |
Проекты 671, 671В, «Ёрш» | 1967 | 15 | 4,8 | 76 | 320 - 350 | 94 |
Проекты 705, 705К, «Лира» | 1971 | 7 (1) | 3,1 | 57 | 320 - 750 | 81 |
Проект 671РТ, «Семга» | 1972 | 7 (1) | 5,8 | 88 | 320 - 350 | 102 |
Проекты 671РТМ, 671РТМК «Щука» | 1977 | 26 (1) | 7 | 92 | 320 - 400 | 107 |
Проект 685, «Плавник» | 1983 | 1 | 8,5 | 64 | 1000 - 1250 | 118 |
Проект 945,«Барракуда» | 1984 | 2 | 9,1 | 60 | 480 - 550 | 107 |
Проект 971, «Щука Б» | 1988 | 7 (4) | 12,7 | 73 | 480 - 600 | 110 |
Проекты 945А, 945АБ, «Кондор» | 1990 | 1 (2) | 8,5 | 65 | 480 - 600 | 111 |
Дизельные подводные лодки | ||||||
Проект IX-бис | 1946 | 7 | 1,1 | 42 | 80 - 100 | 78 |
Проект X-бис | 1946 | 1 | 0,7 | 37 | 75 - 90 | 59 |
Проект 95 | 1946 | 1 | 0,14 | 9 | 50 - 60 | 37 |
Проект 96 | 1946 | 53 | 0,35 | 28 | 60 - 70 | 50 |
Проект 613 | 1951 | 215 | 1,4 | 52 | 170 - 200 | 76 |
Проекты 611, В611, АИ611 | 1953 | 26 | 2,3 | 72 | 170 - 200 | 91 |
Проекты 615, А615, 637 | 1953 | 30 (1) | 0,5 | 41 | 100 - 120 | 57 |
Проект 617 | 1956 | 1 | 1,2 | 51 | 170 - 200 | 62 |
Проекты 641, И641, И642К | 1958 | 75 | 2,6 | 77 | 250 -280 | 91 |
Проекты 629, 629А | 1959 | 23 (1) | 3,6 | 89 | 250 - 300 | 99 |
Проект 633 | 1959 | 20 | 1,7 | 52 | 240 - 300 | 77 |
Проекта 651 | 1963 | 16 | 4,1 | 83 | 240 - 300 | 86 |
Проект 690, «Кефаль» (мишени) | 1967 | 4 | 2,5 | 33 | -300 | 70 |
Проект 907 (сверхмалая) | 1972 | 32 | 0,02 | 2 | 32 - 40 | 5 |
Проект 641Б, «Сом» | 1973 | 18 | 3,6 | 81 | 240 - 300 | 90 |
Проект 940, «Ленок» (спасатель) | 1975 | 2 | 5,1 | 94 | 240 -300 | 106 |
Проект 1840, база - лаборатория | 1979 | 1 | 2,6 | 41 | -375 | 85 |
Проект 877, «Палтус» | 1980 | 22 (4) | 3,1 | 60 | 240 - 300 | 73 |
Проект 877Э | 1985 | 1 | 3,1 | 60 | 240 - 300 | 73 |
Проект 877ЭКМ | 1985 | 12 (1) | 3,1 | 60 | 240 - 300 | 73 |
Проект 1710 «Макрель» | 1985 | 1 | 2,5 | 30 | 240 - 300 | 64 |
Проект 865 «Пиранья» | 1986 | 2 | 0,4 | 9 | 180 - 200 | 28 |
Проект 1710, лаборатория | 1987 | 1 | 2,5 | 22 | 240 - 300 | 64 |
Проект 877В | 1990 | 1 | 3,1 | 60 | 240 - 300 | 73 |
Другие объекты | ||||||
Атомные глубоководные станции 1851, 18511 | 1986 | 1 (2) | 0,5 | 6 | 44 | |
Атомные глубоководные аппараты 1855 «Приз» | 1986 | 4 | 0,06 | 4 | -1000 | 13,5 |
Атомный глубоководный аппарат, проект 1906 «Поиск» | 1983 | 1 | 0,36 | 3 | -6000 | 29 |
Атомный глубоководный аппарат, проект 1910 «Кашалот» | 1986 | 1 (2) | 2 | 1 | 69 |
Крейсеры, противолодочные корабли, эсминцы, сторожевые корабли
Тип | Год | Количество | Водоизмещение полное, тысяч тонн | Экипаж, человек | Силовая установка, л.с. | Длина, метров |
Крейсеры артиллерийские | ||||||
Проект 68К | 1950 | 5 | 14,1 | 1184 | 110000 | 199 |
Проекты 68-бис, 68-бис ЗИФ | 1952 | 14 (1) | 17,8 | 1270 | 110000 | 210 |
Крейсеры авианесущие | ||||||
Проекты 1143, 11433, 1433М | 1975 | 3 | 43,2 | 1860 | 180000 | 273 |
Проект 11434 | 1987 | 1 | 44,5 | 2045 | 180000 | 273 |
Проекты 11435, 11436 | 1990 | 1 (1) | 59,1 | 2600 | 200000 | 307 |
Крейсеры противолодочные | ||||||
Проект 1123 | 1967 | 2 | 15,3 | 700 | 90000 | 189 |
Крейсеры ракетные | ||||||
Проект 58 | 1966 | 4 | 5,4 | 304 | 90000 | 143 |
Проект 1134 | 1967 | 4 | 7,2 | 312 | 92000 | 156 |
Проекты 1144, 11442 | 1980 | 3 (1) | 25,9 | 759 | 160000 | 250 |
Проекты 1164, 11641 | 1982 | 3 (1) | 11,5 | 485 | 130000 | 192 |
Большие противолодочные корабли | ||||||
Проекты 61, 61М | 1962 | 20 | 4,3 | 266 | 72000 | 144 |
Проект 1134А | 1969 | 10 | 7,5 | 385 | 90000 | 160 |
Проект 1134Б | 1971 | 7 | 8,5 | 425 | 92000 | 173 |
Проект 57А | 1974 | 8 | 4,5 | 297 | 72800 | 130 |
Проект 61МЭ | 1979 | 5 | 4,9 | 312 | 72000 | 146 |
Проекты 1155, 11551 | 1980 | 11 (2) | 7,6 | 293 | 62000 | 163 |
Эскадренные миноносцы | ||||||
Проект 30К | 1948 | 10 | 2,9 | 301 | 54000 | 117 |
Проект 30бис | 1949 | 70 | 3,1 | 286 | 60000 | 121 |
Проект 41 | 1955 | 1 | 3,8 | 305 | 64200 | 134 |
Проект 56 | 1955 | 27 | 3,2 | 284 | 72000 | 126 |
Проект 56М, 56ЭМ | 1958 | 4 | 3,4 | 270 | 72000 | 126 |
Проект 57бис | 1960 | 9 | 4,2 | 284 | 85000 | 139 |
Проекты 956, 956Э, 956ЭМ | 1980 | 13 (6) | 7,9 | 296 | 100000 | 157 |
Сторожевые корабли | ||||||
Проект 29К | 1950 | 4 | 1,3 | 174 | 26000 | 86 |
Проект 42 | 1952 | 8 | 1,7 | 211 | 27800 | 96 |
Проект 50 | 1954 | 68 | 1,3 | 168 | 20000 | 91 |
Проекты 159, 159А, 159АЭ | 1961 | 56 | 1,1 | 106 | 30000 | 82 |
Проект 35 | 1964 | 18 | 1,1 | 103 | 36000 | 82 |
Проекты 1135, 1135М | 1970 | 32 (1) | 3,2 | 192 | 48000 | 123 |
Проект 1159, 1159Т, 1159ТР | 1975 | 14 | 1,7 | 108 | 20000 | 97 |
Проект 11351 | 1983 | 7 (2) | 3,6 | 193 | 56000 | 123 |
Проект 11540 | 1990 | 1 (1) | 4,4 | 210 | 57000 | 130 |
Малые противолодочные корабли | ||||||
Проект 122А | 1946 | 16 | 0,25 | 49 | 3600 | 51 |
Проект 122бис | 1947 | 227 (9) | 0,34 | 54 | 3600 | 52 |
Проекты 201, 201М, 201Т | 1957 | 188 (4) | 0,2 | 27 | 4800 | 42 |
Проект 204, 204Э | 1960 | 66 | 0,6 | 55 | 30000 | 59 |
Проект 502, 502М | 1968 | Более 15 | 0,9 | 75 | 800 | 54 |
Проект 1124, 1124М | 1970 | 84 (1) | 1 | 83 | 38000 | 71 |
Проект 503 (на базе сейнера) | 1977 | 5 | 1,1 | 49 | 1320 | 54 |
Проект 1141 | 1977 | 1 | 0,5 | 36 | 36000 | 50 |
Проект 12412 | 1979 | 34 (2) | 0,5 | 43 | 20000 | 56 |
Проект 1331М (ГДР) | 1986 | 12 | 0,9 | 80 | 14250 | 75 |
Проект 11451 | 1987 | 2 (1) | 0,5 | 39 | 40000 | 50 |
Десантные корабли, малые ракетные корабли, тральщики
Тип | Год | Количество | Водоизмещение полное, тыс. тонн | Экипаж, человек | Силовая установка, л.с. | Длина, метров |
Десантные корабли | ||||||
БДК проект 1174 | 1978 | 3 | 14 | 239 | 36000 | 158 |
БДК проект 1171 | 1966 | 14 | 4,4 | 55 | 9000 | 113 |
БДК проект 775 | 1974 | 28 (2) | 4,4 | 87 | 19200 | 113 |
СДК проект 773 | 1971 | 8 | 1,2 | 41 | 4400 | 81 |
СДК проект 188 | 1958 | 5 | 1,5 | 66 | 4000 | 75 |
СДК проекты 770Д, МА, М, Е | 1962 | 35 | 0,8 | 42 | 4400 | 73 |
СДК проекты 771, 771А | 1967 | 25 | 0,9 | 37 | 4400 | 75 |
МДК проект 1232, 12321 | 1970 | 20 | 0,35 | 21 | 32000 | 46 |
МДК проект 12322 | 1987 | 7 (2) | 0,6 | 27 | 30000 | 57 |
МДК проект 189 | 1956 | 6 | 0,5 | 51 | 2200 | 57 |
МДК проекты 450, 450бис | 1951 | 34 | 0,7 | 28 | 600 | 52 |
МДК проект 904, экраноплан | 1977 | 3(2) | 0,1 | 9 | 15400 | 58 |
Малые ракетные корабли | ||||||
Проект 1240 | 1977 | 1 | 0,4 | 34 | 36000 | 57 |
Проекты 1234, 1234Э, 12341, 12347 | 1970 | 45 (3) | 0,7 | 60 | 30000 | 59 |
Проект 903, экраноплан | 1989 | 1 | 0,37 | 9 | 60000 | 74 |
Проект 1239 | 1989 | 1 | 1,1 | 68 | 40000 | 66 |
Морские тральщики | ||||||
Проекты 254, К, М, МА, А | 1948 | 183 | 0,57 | 65 | 2200 | 58 |
Проекты 264, 264А | 1958 | 24 | 0,8 | 88 | 4000 | 70 |
Проект 12660 | 1988 | 1 (1) | 1,2 | 68 | 5000 | 68 |
Проект 266М, МЭ, 02666, 02668 | 1970 | 57 | 0,8 | 68 | 5000 | 61 |
Проект 266, 266Э | 1964 | 45 | 0,6 | 56 | 5000 | 52 |
Проект 1332 | 1973 | 1 | 1,9 | 39 | 2200 | 59 |
Базовые тральщики | ||||||
Проект 53У | 1946 | 3 | 0,5 | 66 | 3360 | 62 |
Проект 73Л | 1948 | 15 | 0,9 | 119 | 3200 | 79 |
Проект 699 | 1965 | 5 | 0,3 | 22 | 5000 | 41 |
Проект 1253В | 1971 | 2 | 0,28 | 34 | 2400 | 41 |
Проекты 265, 265К, 256А, И265 | 1954 | 42 | 0,26 | 47 | 1800 | 45 |
Проект 1253, 1253А, 12531 | 1966 | 11 | 0,1 | 7 | 600 | 27 |
Проект 1265 | 1972 | Более 70 | 0,46 | 45 | 2200 | 49 |
Проект 1256 | 1974 | 2 | 0,5 | 20 | 9500 | 48 |
Проект 1252 | 1966 | 3 | 0,32 | 37 | 2400 | 43 |
Проекты 257Д, ДМ, ДМЭ, В | 1961 | 66 | 0,26 | 40 | 2400 | 41 |
Проект 1328 | 1972 | 1 | 0,2 | 10 | 300 | 27 |
Проект 12255 | 1990 | 1 (2) | 0,08 | 16 | 235 | 27 |
Рейдовые тральщики | ||||||
Проекты 10750, 10750Э | 1989 | 4 (5) | 0,14 | 14 | 900 | 32 |
Проект 253Л | 1946 | 33 | 0,14 | 21 | 690 | 38 |
Проекты 255, 255К | 1946 | 143 (1) | 0,16 | 37 | 480 | 38 |
Проект 697ТБ | 1976 | 2 | 0,16 | 9 | 255 | 27 |
Проекты 1258, 1258Э | 1967 | 92 (1) | 0,09 | 10 | 600 | 26 |
Проект 1206Т (на воздушной подушке) | 1984 | 2 | 0,12 | 14 | 20000 | 31 |
Проект 1338П | 1977 | 1 | 0,1 | 5 | 150 | 22 |
Тип ММС-126 | 1946 | 4 | 0,4 | 25 | 500 | 43 |
Разведывательные корабли, корабли измерительного комплекса,
суда размагничивания и контроля физических полей, корабли космического флота,
плавучие базы
Тип | Год | Количество | Водоизмещение полное, тыс. тонн | Экипаж, человек | Силовая установка, л.с. | Длина, м |
Разведывательные и корабли | ||||||
Проект 357 | 1054 | 18 | 0,3 | 52 | 4400 | 52 |
Проект 393А | 1964 | 4 | 1,3 | 79 | 3100 | 64 |
Проекты 394Б, 994 | 1969 | 6 | 4,3 | 110 | 2000 | 85 |
Проект 502, 502М | 1968 | 15 | 0,9 | 75 | 800 | 54 |
Проект503Р | 1980 | 4 | 1,1 | 24 | 1320 | 54 |
Проекты 864, 864Б | 1985 | 7 | 3,8 | 220 | 4400 | 62 |
Проект 1826 | 1980 | 4 | 4,6 | 189 | 9000 | 105 |
Проект 1941 (атомный) | 1989 | 1 (1) | 35,2 | 923 | 46000 | 265 |
Проекты 10221, 12884 | 1986 | 1 (1) | 5,6 | 129 | 5236 | 106 |
Тип «Магнит» | 1947 | 1 | 3,3 | ... | 650 | 82 |
Тип «Тунцелов» | 1959 | 2 | 1,1 | ... | 1000 | 52 |
Тип «Океан» | 1960 | 15 | 0,7 | 65 | 540 | 51 |
Корабли измерительного комплекса | ||||||
Проекты 1128, 1129 | 1958 | 4 | 7,4 | 276 | 2500 | 108 |
Проекты 1914, 19141 | 1983 | 2 | 24,3 | 396 | 30000 | 211 |
Проект 1130 | 1961 | 2 | 12,7 | 315 | 5400 | 140 |
Суда размагничивания и контроля физических полей | ||||||
Проект 130 | 1984 | 16 | 2,1 | 45 | 2940 | 70 |
Проект 217 | 1951 | 8 | ||||
Проект 219 | 1956 | 17 | 0,5 | 37 | 400 | 46 |
Проект 220 | 1956 | 27 | 0,4 | 37 | 320 | 41 |
Проекты 513, 513М | 1956 | 25 | 0,6 | 60 | 2200 | 58 |
Проект 523 | 1951 | 10 | 0,4 | 18 | ... | 44 |
Проекты 1779, А, АЭ, 19772 | 1970 | 28 | 1,2 | 43 | 1740 | 64 |
Проекты 1806, 18061, БД, К | 1972 | 18 | 1,4 | 92 | 2800 | 80 |
Корабли космического флота | ||||||
«Космонавт Юрий Гагарин» | 1971 | 1 | 4,5 | 136 | 19000 | 232 |
«Академик Сергей Королев» | 1970 | 1 | 21,5 | 119 | 12000 | 182 |
«Космонавт Владимир Комаров» | 1966 | 1 | 17,8 | 240 | 9000 | 156 |
«Академик Н.Пилюгин» | 1991 | 1 | 21,2 | 93+19 | 6600 | 164 |
НИС 1929 «Селена» | 1977 | 4 | 9 | 66 | 5200 | 123 |
НИС тип «Моржовец» | 1967 | 4 | 6,3 | 46+35 | 5200 | 122 |
Плавучие базы | ||||||
Проекты 233, 233К | 1954 | 10 | 6,7 | 43 | 2450 | 102 |
Проекты 310, 310А | 1956 | 7 | 7,2 | 350 | 4000 | 137 |
Проект 314 | 1957 | 4 | 2,7 | 7,8 | ... | 93 |
Проекты 323, 323А, 323Б, 323В | 1962 | 5 | 4 | 154 | 4000 | 113 |
Проект326 | 1960 | 8 | 3,9 | 59 | ... | 92 |
Проект 1821 | 1962 | 7 | 3,3 | 81 | ... | 93 |
Проекты 1886, 1886М | 1963 | 8 | 8,3 | 250 | 4000 | 145 |
Проект 2001 | 1971 | 1 | 4,8 | 154 | 4000 | 113 |
Проект 2020 | 1984 | 3 | 13,9 | 260 | 5400 | 138 |
Корабль снабжения проект 1833 | 1977 | 1 | 24,6 | 389 | 33000 | 210 |
Пограничные сторожевые корабли, ракетные, торпедные, десантные, артиллерийские и другие катера
Тип | Год | Количество | Водоизмещение полное, тыс. тонн | Экипаж, человек | Силовая установка, л.с. | Длина, метров |
Пограничные сторожевые корабли | ||||||
Проект 52К | 1957 | 1 | 3,8 | 250 | 12000 | 95 |
Проект 125А | 1962 | 16 | 0,06 | 12 | 8000 | 61 |
Проект 133 | 1979 | 9 | 0,02 | 24 | 20000 | 40 |
Проект 174 | 1947 | 8 | 0,06 | 21 | 3000 | 27 |
Проекты 201, 201М | 1956 | 23 | 0,02 | 27 | 4800 | 40 |
Проект 205П | 1967 | 126 | 0,02 | 31 | 12000 | 40 |
Проект 360 | 1960 | 4 | 0,15 | 13 | 6600 | 37 |
Проекты 1248, 12481 | 1979 | 23 | 0,2 | 21 | 3300 | 39 |
Проект 1204 | 1969 | 62 | 0,07 | 14 | 2400 | 27 |
Ракетные катера | ||||||
Проект 1241 | 1977 | 42 (5) | 0,5 | 40 | 34000 | 56 |
Проекты 205, 205Э, У, ЭР, 2054... | 1960 | 279 | 0,2 | 28 | 12000 | 39 |
Проект 206МР | 1977 | 12 | 0,26 | 29 | 15000 | 40 |
Проект 183Р, Э, ТР, Р-ТР | 1957 | 114 | 0,08 | 17 | 4800 | 27 |
Торпедные катера | ||||||
Проекты 123бис, М123бис, 123К | 1946 | 336 | 0,02 | 7 | 2400 | 19 |
Проект 125 | 1962 | 2 | 0,06 | 17 | 8000 | 26 |
Проекты 183, Т, ТК, А, У, Ц, КУЦ | 1952 | 421 | 0,06 | 14 | 4800 | 26 |
Проект 184 | 1956 | 2 | 0,03 | 10 | 3600 | 22 |
Проекты 205Т, 205ЭТ | 1974 | 8 | 0,2 | 25 | 15000 | 39 |
Проект 206 | 1960 | 80 | 0,16 | 21 | 12000 | 34 |
Проект 206М | 1970 | 40 | 0,25 | 25 | 15000 | 40 |
Проекты ТД200, ТД200бис | 1946 | 169 | 0,05 | 11 | 3600 | 23 |
Проект ТМ200 | 1946 | 19 | 0,05 | 11 | 3600 | 23 |
Проект П-19 | 1946 | 3 | 0,04 | 11 | 3600 | 22 |
Артиллерийские катера, бронекатера | ||||||
Проект 186 | 1946 | 30 | 0,16 | 42 | 2000 | 36 |
Проекты 191,191М | 1946 | 119 | 0,05 | 14 | 1200 | 26 |
Проект 192 | 1951 | 2 | 0,06 | 15 | 2000 | 27 |
Проект 205ПЭ | 1969 | 1 | 0,2 | 30 | 15000 | 39 |
Проект 1124 | 1946 | 2 | 0,05 | 15 | 1800 | 25 |
Проект 1125/III | 1946 | 52 | 0,03 | 12 | 1200 | 23 |
Проект 1204 | 1967 | 56 | 0,07 | 14 | 2400 | 27 |
Проект 1238 | 1982 | 1 | 0,1 | 15 | 20000 | 27 |
Проект 205П | 1972 | 11 | 0,02 | 31 | 12000 | 40 |
Десантные катера | ||||||
Проекты 1176, 1176Э | 1971 | 30 | 0,1 | 4 | 600 | 24 |
Проект 1205 | 1969 | 28 | 0,03 | 4 | 1560 | 21 |
Проект 1206 | 72 | 20 | 0,1 | 6 | 20000 | 25 |
Проекты 12061, 12061Э | 1985 | 6 (2) | 0,15 | 12 | 20000 | 31 |
Проект 1209 | 1979 | 2 | 0,05 | 7 | 6000 | 23 |
Проекты 1785, 1785Т | 1966 | Более 40 | 0,1 | 4 | 300 | 20 |
Гидрографические катера | ||||||
Проекты 382, 727,728.1403 и др. | Более 340 | |||||
Охотники за подводными лодками | ||||||
Проекты ОД200, ОД200бис | 1946 | 80 | 0,04 | 21 | 240 | 23 |
Вспомогательные суда: танкеры, сухогрузы, транспорты вооружений
(исключая небольшие)Тип | Год | Количество | Водоизмещение, полное, тыс. т | Экипаж, человек | Силовая установка, л.с. | Длина, метров |
Танкеры, самоходные баржи | ||||||
Проект 5 | 1957 | 20 | 0,4 | 11 | 300 | 33 |
Проект 95 | 1960 | 1 | 6,4 | 37 | 2900 | 105 |
Проект 160 | 1967 | 6 | 7,2 | 40 | 2900 | 106 |
Проект 437Н | 1954 | 20 | 1,5 | 35 | 1600 | 63 |
Проекты 445, 445Р | 1957 | 14 | 1,3 | 24 | 450 | 69 |
Проект 561 | 1054 | 11 | 2,1 | 28 | 1600 | 82 |
Проект 563 | 1954 | 4 | 16,3 | 44 | 6000 | 146 |
Проекты 577, 577Э | 1961 | 9 | 7,2 | 75 | 9000 | 122 |
Проект 931 | 1961 | 3 | 1,9 | 31 | 1220 | 64 |
Проект 127Б | 1967 | 1 | 1,7 | 10 | 450 | 53 |
Проект 1541 | 1962 | 9 | 1,5 | 40 | 1600 | 63 |
Проект 1549 | 1972 | 2 | 5,9 | 65 | 9000 | 115 |
Проект 1559В | 1970 | 6 | 24,5 | 75 | 9000 | 162 |
Проект 1589 | 1963 | 1 | 62,6 | 57 | 19000 | 231 |
Проект 1783 | 1961 | 7 | 1,9 | 30 | 1300 | 73 |
Проект 1783А | 1966 | 9 | 2,4 | 30 | 1300 | 74 |
Проекты 1844, Д, М, В, 18444 | 1975 | Более 30 | 1,1 | 20 | 600 | 56 |
Проект 6404 | 1964 | 2 | 6,5 | 40 | 2900 | 105 |
Проект 11510 | 1984 | 2 | 8 | 100 | 9000 | 123 |
Проект П-503 | 1952 | 1 | 2 | 27 | 900 | 68 |
Проект 1.Н | 1962 | 1 | 45,8 | 48 | 18000 | 207 |
Проект РЭФ 675 | 1982 | 2 | 8,9 | 32 | 3500 | 116 |
Тип «Дубна» | 1974 | 4 | 12,9 | 62 | 6000 | 130 |
Тип «Уфа» | 1954 | 5 | 2,2 | 26 | 1110 | 69 |
Сухогрузы, транспорты вооружений (без небольших) | ||||||
Проект 229 | 1952 | Более 40 | 0,7 | 37 | 200 | 46 |
Проект 232 | 1971 | 3 | 2,8 | 24 | 1500 | 78 |
Проект 233 | 1953 | 10 | 5,3 | 43 | 2450 | 102 |
Проекты 431, А, М, ПУ, ТУ, Р | 1951 | ~ 80 | 0,3 | 14 | 300 | 36 |
Проект 550 | 1974 | 1 | 14,2 | 55 | 7000 | 133 |
Проект 576 К | 1962 | 3 | 22,2 | 51 | 13000 | 170 |
Проект 572 | 1958 | 7 | 1,7 | ... | 1600 | 75 |
Проект 650 | 1949 | 19 | 1,9 | 29 | 800 | 70 |
Проекты 740, 740/2В, 740/3 | 1975 | 4 | 3,9 | 25 | 2080 | 89 |
Проект 964 | 1958 | 4 | 6,7 | 36 | 2500 | 104 |
Проект 1971, М, Р | 1972 | 3 | 4,5 | 66 | 7500 | 104 |
Проект 1818А | 1967 | 1 | 1,9 | 42 | 1300 | 77 |
Проекты 1823, Б, В | 1967 | 20 | 0,7 | 22 | 600 | 51 |
Проект 1849 | 1962 | 10 | 2,2 | 26 | 1000 | 76 |
Проект 11570 | 1986 | 1 | 11,4 | 148 | 12000 | 159 |
Проект В32/II | 1955 | 4 | 5,1 | 34 | 1650 | 95 |
Проект В53 | 1951 | 11 | 1,7 | 50 | 640 | 58 |
Проект М-050С | 1987 | 1 | 3,6 | ... | 2650 | 92 |
Проект Р-756 | 1988 | 1 | 27 | 80 | 33000 | 226 |
Проект JS86-063 | 1990 | 2 (2) | 6 | ... | 4800 | 95 |
Тип «Киркларели» | 1985 | 1 | 9,1 | ... | 6000 | 109 |
Тип «Оланга» | 1987 | 7 | 3,5 | ... | 2284 | 69 |
Проект 1821 | 1960 | 1 | 2,1 | 25 | 1000 | 79 |
Гидрографические, экспедиционные океанографические суда ВМФ СССР
Тип | Год | Количество | Водоизмещение полное, тыс. т | Экипаж, человек | Силовая установка, л.с. | Длина, м |
Экспедиционные океанографические суда | ||||||
Проект 514 | 1961 | 1 | 2,7 | 65 | 4000 | 88 |
Проект 850 | 1963 | 11 | 3,1 | 70 | 4800 | 90 |
Проект 852 | 1972 | 6 | 9,2 | 128 | 16000 | 147 |
Проект 976 | 1972 | 4 | 7 | 99 | 8000 | 124 |
Проект 1537 | 1962 | 3 | 6,3 | 97 | 3400 | 112 |
Гидрографические суда | ||||||
Проект 860 | 1962 | 16 | 1,3 | 43 | 3000 | 60 |
Проект 861 | 1967 | 29 | 1,5 | 45 | 3600 | 73 |
Проект 862 | 1977 | 18 | 2,4 | 58 | 4400 | 83 |
Проект 865 | 1990 | 1 (1) | 3,5 | 58 | 4800 | 86 |
Проект 870 | 1968 | 14 | 0,7 | 26 | 1740 | 53 |
Проект 871 | 1970 | 18 | 0,7 | 25 | 1200 | 55 |
Проект 872 | 1977 | 23 | 1,2 | 27 | 1920 | 61 |
Проект РЭФ-100 | 1985 | 2 | 0,5 | 19 | 600 | 33 |
Проект «Нора» | 1956 | 1 | 0,6 | ... | 500 | 43 |
Проекты 391, 391А | 1957 | Более 20 | 0,4 | 21 | 300 | 39 |
Проект 395 | 1958 | 5 | 0,5 | ... | 400 | 44 |
Кроме этих судов разработано, построено и эксплуатировалось большое количество гидрографических катеров (см. в таблице выше), промерных ботов.
Обозначения в таблицах.
Мощность силовых установок - в лошадиных силах.
Водоизмещение для подводных лодок - подводное, для надводных кораблей - полное, тысяч тонн.
Год - год принятия на вооружение первого корабля (лодки) серии
Количество - количество построенных кораблей (лодок) в послевоенное с начала постройки первого корабля серии и до конца 1990 г. В скобках - количество недостроенных.
Глубина: первая цифра - рабочая глубина подводной лодки, вторая - предельная.
В эту категорию входят спасательные, противопожарные, водолазные суда, катера и боты, спасательные морские буксиры, судоподъемные суда. Всего в послевоенное время в СССР было разработано и построено для ВМФ более 500 единиц.
Следует отметить, что многие разработки, опытные образцы, а также небольшие объекты, выпускавшиеся серийно, в приведенные выше таблицы не включены.
Информация к размышлению. При анализе таблиц следует обратить внимание на водоизмещение кораблей, мощность силовых установок, а также на количество членов экипажей. На крупных экипаж составлял сотни и тысячи человек. Но и на небольших экипажи были немаленькими. Рассмотрим небольшой пример. По проектам 1135 и 1135М построено 32 сторожевых корабля водоизмещением 3,2 тысячи тонн и мощностью силовой установки 48000 л.с. Суммарная мощность всех установок - 1536000 л.с., это мощность 219 тысяч хороших культиваторов по 7 лошадиных сил каждый. Из металла только этих сторожевых кораблей можно было изготовить 1,5 млн. культиваторов. Кроме того, более 6000 молодых парней занялись бы нужными для государства делами. И военная мощь страны при этом ничуть не пострадала бы.
А если «перековать» на культиваторы еще сотню - другую тральщиков (все равно тралить было нечего) - какую помощь получило бы сельское хозяйство страны!
Конечно, пример утрированный. Но, с другой стороны, сельские жители помнят, как в 1990-х и в нулевых водили по дворам единственную на несколько деревень лошадь для вспашки личных участков под посадку картофеля. Запись была на много дней вперед. А читатели, возмущенные этим примером, очевидно, догадываются, сколько десятков миллионов тонн зерна СССР ежегодно импортировал вследствие сильного перекоса экономики в сторону ВПК. И точно знают, к чему привели пустые полки во всех магазинах всех регионов страны - не стало страны.
Большинство из перечисленных в таблицах кораблей уже уничтожены, оставшиеся будут уничтожены в ближайшее время. Огромные материальные ресурсы были затрачены на их разработку, изготовление и эксплуатацию. Огромные материальные и человеческие ресурсы были затрачены на их уничтожение.
На что же были израсходованы эти огромные материальные и человеческие ресурсы - на защиту государства или на его развал? Поскольку произошло второе, а первое не случилось, то - на развал. И гигантские в течение 45 лет расходы на разработку, строительство военных кораблей, танков, самолетов и так далее, несомненно, способствовали развалу государства. Эти расходы доходили до 30 - 50% от всех расходов союзного бюджета. Цифры - здесь.
В сводной таблице приведены данные по типам и количеству построенных судостроительной промышленностью СССР за период с 1946 г. по 1991 г. военных кораблей.
Тип корабля | Количество построенных за 1946 -1991 |
Крейсеры (ракетные, противолодочные, тяжелые, легкие) | 41 |
Эскадренные миноносцы | 123 |
Большие ракетные корабли | 12 |
Большие противолодочные корабли (БПК) | 49 |
Сторожевые корабли | 138 |
Атомные подводные лодки | 232 |
Дизельные подводные лодки | 478 |
Ракетные и малые ракетные катера | 473 |
Малые противолодочные корабли (МПК) | 516 |
Торпедные катера | 1478 |
Большие и средние десантные корабли | 123 |
Малые десантные корабли | 124 |
Источник: [124] |
«К началу 1990-х годов судостроительная промышленность СССР представляла собой мощный и сложный комплекс научно-исследовательских, проектных, судостроительных, приборо-строительных и машиностроительных предприятий…
При полной загрузке своих мощностей отрасль была в состоянии обеспечить годовой выпуск:
- кораблей для ВМФ общим водоизмещением около 200 тыс. тонн;
- судов и плавсооружений для народного хозяйства общим водоизмещением до 700–900 тыс. тонн, в том числе на экспорт;
- товаров народного потребление на общую сумму около 2 млрд руб. (в ценах 1991 г.)» [209].
В конце 1980-х в составе флота было более 100 эскадр и дивизий с численностью личного состава ~ 450 тыс. человек; ~ 1380 боевых кораблей (без вспомогательных) [124, 125]. Общий тоннаж военного флота СССР составлял ~ 4 млн. тонн (в США также ~ 4 млн. тонн) [209].
В состав ВМФ СССР к концу 1990 года входили [209]:
Вид корабля | Количество |
Атомные подводные ракетоносцы | 56 |
Многоцелевые атомные подводные лодки | 88 |
Дизельные подводные лодки | 75 |
Авианесущие корабли | 5 |
Крейсеры | 12 |
Эсминцы, большие противолодочные и сторожевые корабли | 87 |
Малые боевые корабли | 331 |
Боевые катера | 298 |
Полные характеристики всех боевых советских кораблей можно найти в справочниках и в интернете. Для того, чтобы оценить многолетний труд сотен тысяч людей, затраченный на их создание, в таблице приведены развернутые характеристики только двух: крупнейшей в мире подводной лодки и крупнейшего в составе советского флота авианесущего крейсера.
Наименование | Год ввода | Экипаж | Размеры (м) и водоизмещение | Отдельные технические характеристики |
Атомная подводная лодка проекта 941 «Акула» | 1981 | 160 | длина - 171,5; высота - 22,8; ширина - 12,2; 48000 т - подводное | Скорость по водой - до 46,3 км/ч. Предельная глубина погружения - 500 м. Основное вооружение - 20 межконтинентальных баллистических ракет Р-39. Стартовая масса ракеты 90,1 т, содержит 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 200 кт каждый. Дальность - 8,3 тыс. км. Т.е. «Акула» одним залпом могла уничтожить 200 целей. Проведенный в 1997 году залповый пуск всех 20 ракет подтвердил высокую надежность систем лодки. Всего в советское время введено в строй 6 лодок этого типа. Строительство головного ракетоносца «Акула» обеспечивали более 1000 предприятий СССР [132]. |
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» | 1991 | 1980 | длина - 306,5; ширина - 72; высота - 64,5; 59100 т - полное | Скорость максимальная - 54 км/ч. Основное вооружение - 50 самолетов и вертолетов (по проекту), 12 пусковых установок 4К-80 для крылатых противокорабельных ракет «Гранит». Ракета «Гранит» имеет дальность полета до 625 км и может нести ядерный заряд до 500 кт. |
Ракетное оружие стратегического назначения
17 декабря 1959 года решением правительства СССР были созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Именно эти войска стали главным сдерживающим фактором от посягательств (мягко говоря) со стороны западных «демократий» на суверенитет СССР в 1960 - 1990 гг. Их оснащение самым современным оружием стало приоритетным направлением оборонной промышленности страны. РВСН включали армии, дивизии, ракетные полки, арсеналы, полигоны, базы, учебные заведения и центры, ремонтные заводы.
В 1960 г. в РВСН было 10 дивизий, в 1970 г. уже 5 армий, включающих 33 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка [124, 129]. К середине 1970-х достигнут ядерный паритет с США. В июне 1990 г. в РВСН СССР было 30 дивизий.
К стратегическим относятся баллистические и крылатые ракеты средней (1000 - 5500 км) и межконтинентальной (свыше 5500 км) дальности, оснащенные ядерными или термоядерными боевыми частями.
Ракеты | Количество, штук | |||||||||||||||
1960 | 1962 | 1964 | 1966 | 1968 | 1970 | 1972 | 1974 | 1976 | 1978 | 1980 | 1982 | 1984 | 1986 | 1988 | 1991 | |
Р-7, Р-7А | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Р-16 | - | 26 | 153 | 186 | 186 | 186 | 186 | 186 | 138 | - | - | - | - | - | - | - |
Р-9А | - | - | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | - | - | - | - | - | - | - |
Р-36 | - | - | - | 30 | 156 | 252 | 288 | 252 | 132 | - | - | - | - | - | - | - |
РС-10 | - | - | - | 90 | 540 | 840 | 940 | 1030 | 910 | 750 | 640 | 550 | 520 | 488 | 420 | 326 |
РС-12 | - | - | - | - | - | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 40 |
РС-16 | - | - | - | - | - | - | - | - | 20 | 100 | 150 | 150 | 150 | 150 | 130 | 147 |
РС-18 | - | - | - | - | - | - | - | - | 100 | 180 | 240 | 330 | 360 | 360 | 350 | 300 |
РС-20 | - | - | - | - | - | - | - | - | 36 | 176 | 308 | 308 | 308 | 308 | 308 | 308 |
РС-12М | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 72 | 126 | 288 |
РС-22 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 20 | 89 |
Всего ракет | 4 | 30 | 180 | 330 | 909 | 1361 | 1497 | 1587 | 1539 | 1398 | 1398 | 1398 | 1398 | 1398 | 1414 | 1398 |
Всего боевых блоков | 4 | 30 | 180 | 330 | 909 | 1361 | 1497 | 1587 | 2423 | 4182 | 5820 | 6270 | 6420 | 6420 | 6506 | 6612 |
В таблице приведены некоторые модификации созданных, испытанных и запущенных в серийное производство в послевоенном СССР стратегических баллистических ракет.
Наименование | Стартовый вес, т | Дальность, тыс. км | Боевой блок, т | Мощность, Мт | Принята на вооружение | Примечание |
Р-5М | ~28,5 | 1,2 | 1,35 | 0,3 или 1 | 1956 | Первая в мире ракета с ядерной боеголовкой |
Р-7 Р-7А | 283 276 | 8 12 | 3,7 2 | 3 3 | 1960 | Первая в мире межконтинентальная ракета |
Р-16, Р-16У | 140,6 - 141,2 | 10,5 - 13 | 1,5 - 2,2 | 3; 6 | 1962 | |
Р-9А | 81 | 12-13 | 1,6-2 | 3 | 1963 | |
P-36 | 179 - 183,9 | 10,2 - 15,5 | 3,95 - 5,8 | 5; 10 - 25 | ||
РС-10 (УР-100) РС-10 (УР-100УТТХ) РС-10М (УР-100К) | 39,4 - 42,3 50,1 50,1 | 5 - 12 12 - 13 10,6 - 12 | 0,5 - 1,5 1,2 1,2 | 0,5 - 1,1 0,9 - 1,2 1,3; 3х0,35 | 1967 1970 | Самая массовая ракета в РВСН |
РС-12 (РТ-2П) РС-12 (РТП-2П) | 46,1 51 51,9 | 9,6 5 10 | 0,6 0,6 0,47 | 0,6 1,4 0,75 | 1968 1972 | |
РС-16А | 71,1 | 10,3 | 2,6 | 4х(0,3 - 0,75) 3,6 (4 - 6) | 1976 | |
РС-18А | 103 - 105,6 | 9,7 | 4,4 | 6х0,5 2,5 - 5 | 1975 | |
РС-20А (Р-36М) РС-20А (Р-36М2) | 210 211,4 | 11 - 16 11 - 16 | до 7,8 до 8,8 | до 25 10х0,8 | 1978 1988 | "Сатана" "Воевода" |
РС-12М (РТ-2ПМ) | 45,1 | ... | 1,2 | 0,55 | 1988 | "Тополь" |
РС-22Б | 104,5 | 10 - 11 | 4,1 | 10х(0,3 - 0,55) | 1987 | Железнодорожный комплекс |
Источники: [127, 130, 131] |
Данные по развитию группировки РВСН СССР (включая ракеты средней дальности РСД) приведены в [131]. По этим данным наибольшее количество стратегических ракет в РВСН было в 1974 г.: 1582 МКР + 567 РСД = 2149.
Тип | Количество комплексов | |||||||
1959 | 1960 | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1991 | |
МКР | 0 | 2 | 1421 | 1572 | 1416 | 1398 | 1398 | 1333 |
РСД | 32 | 208 | 593 | 567 | 573 | 508 | 45 | 0 |
Всего | 32 | 210 | 2014 | 2139 | 1983 | 1906 | 1443 | 1333 |
Источник: [131] |
«К осени 1990 г. в РВСН числилось 2500 носителей и 10271 единица ядерных зарядов, из них большую часть составляли межконтинентальные баллистические ракеты - 1398 штук с 6612 зарядами» [124]. Ракетные комплексы РВСН включают ракеты и пусковые установки. Создание ракетных комплексов сопровождалось разработкой и созданием новых конструкционных материалов, топлива, систем автоматики, ядерных блоков, сложнейших ракетных двигателей и др. Их разработкой, испытанием и изготовлением были заняты тысячи предприятий, НИИ, проектных и конструкторских организаций, испытательных полигонов. Причем трудоемкость изготовления и стоимость пусковых установок (например, шахт) и систем управления запуском были сопоставимы с трудоемкостью изготовления и стоимостью самой ракеты.
Каждая созданная ракета неоднократно проверялась при запусках. Так, ракеты РТ-2ПМ с момента создания и по 1991 г. (включительно) запускались около 60 раз. Не все запуски многих ракет были успешными. Наиболее страшная катастрофа произошла в 1960 г. при подготовке к запуску ракеты Р-16, когда погибли 74 человека (по другим данным - до 126), в т.ч. главнокомандующий РВСН М.И. Неделин. Многие изделия не принимались в серию после многолетней разработки.
Следует отметить, что части РВСН располагались вдали от населенных пунктов страны. Создание закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) также потребовало значительных бюджетных расходов.
«ЗАТО - особые военные городки, созданные при воинских формированиях, оснащенных ядерным оружием... Сегодня воинские части РВСН дислоцируются в 51-м военном городке, в них насчитывается свыше 16500 различных зданий и сооружений, проживают более 600 тысяч человек - военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала... Сначала, думаю, необходимо сказать о том, что вообще представляют собой такие городки ракетчиков. Это полностью автономные, обладающие всей необходимой инфраструктурой образования с жилыми домами, школами и дошкольными учреждениями, спортивными комплексами и бассейнами, объектами торговли, лечебными учреждениями и массой помещений производственного и складского назначения, зданиями и сооружениями автопарков, вертолетными площадками, котельными. Большая часть этих объектов находится в эксплуатации менее 30 лет. В зависимости от специфики дивизий и "возраста" самих военных городков их население насчитывает порядка 6 - 10 тысяч человек, 30-40% из которых - дети и от 10 до 80% - бывшие военнослужащие, находящиеся в запасе или отставке, члены их семей, другие категории граждан, утративших связь с Вооруженными Силами» [128]. Это данные для 2005 г. и только по Российской Федерации. В СССР подобных военных городков было значительно больше.
Кроме наземных МКР и РСД значительное количество стратегических ракет было установлено на подводных лодках, носителями наступательного ядерного оружия были стратегические бомбардировщики.
По количеству ядерных зарядов на стратегических носителях СССР вплоть до 1991 г. уступал США. При этом значительная часть таких зарядов в США была размещена на ПЛАРБ - подводных лодках атомных с ракетами баллистическими. В СССР, в основном, заряды размещались на наземных носителях - межконтинентальных баллистических ракетах.
Виды носителей | СССР | США | ||
Количество носителей | Количество ядерных зарядов | Количество носителей | Количество ядерных зарядов | |
Межконтинентальные баллистические ракеты | 1398 | ~5000 | 1053 | 2153 |
ПЛАРБ | 950 | ~2000 | 648 | ~5000 |
Тяжелые бомбардировщики | 156 | 156 | 411 | ~3000 |
ИТОГО | 2504 | ~7000 | 2112 | ~1000 |
На графиках показаны данные американских экспертов по количеству носителей и ядерных зарядов стратегического наступательного оружия СССР и США.

По приведенным данным отчетливо виден инициатор гонки ядерных вооружений. Они показывают необходимость для СССР создания своих стратегических сил в ответ на американскую угрозу уничтожения советского государства.
В СССР были разработаны и созданы также различные виды тактического ядерного оружия
Наименование тактического ядерного оружия | Примерное количество ядерных зарядов в СССР в 1990 г. |
Ракеты «земля - земля» | 4300 |
Артиллерийские снаряды и мины к минометам | 2000 |
Ракеты «воздух - земля» и авиабомбы | более 5000 |
Крылатые противокорабельные ракеты, глубинные бомбы, торпеды | 1500 |
Снаряды калибра 152 береговой артиллерии и ракеты береговой обороны | 200 |
Атомные фугасы и мины | 14000 |
Источник: [124] |
Бронетанковая промышленность
Основными центрами бронетанковой промышленности в СССР были Харьков, Нижний Тагил, Омск, Волгоград, Курган, Арзамас. В послевоенное время на вооружение советской армии поступило не менее 40 основных типов бронетанковой техники [126]. Это техника, которая была запущена в серийное производство. Сколько всего ее видов было разработано и испытано - неизвестно.
Тип (без модификаций) | Назначение | Годы выпуска | Количество выпущенных | Примечание: калибр орудия (мм) - боевой вес (т) |
Т-34-85 | Средний танк | 1944 - 1946 | 5742 c июня 1945 | 85 - 32 |
Т-44 | Средний танк | 1944 - 1947 | 1832 | 85 - 31,8 |
ИС-2 | Тяжелый танк | 1943 - 1945 | 1150 с мая 1945 | 122 - 46 |
ИС-3 | Тяжелый танк | 1945 - 1946 | 2311 | 122 - 49 |
ИС-4 | Тяжелый танк | 1947 - 1949 | 219 | 122 - 60 |
ПТ-76 | Плавающий танк | 1951 - 1967 | 4127 | 76 - 14,5 |
Т-10 (ИС-10) | Тяжелый танк | 1953 - 1966 | 1189 | 122 - 50 |
Т-54 | Средний танк | 1946 - 1977 | 18218 | 100 - 36 |
Т-55 | Средний танк | 1958 - 1986 | ~30500 | 100 - 36 |
Т-62 | Средний танк | 1961 - 1975 | ~20000 | 115 - 37 |
Т-64 | Основной танк | 1967 - 1987 | ~4300 | 115 - 36 |
Т-72 Урал | Основной танк | с 1973 | ~11000 | 122 - 41 |
Т-80 | Основной танк | с 1976 | ~7400 | 125 - 42 |
Т-90 | Основной танк | с 1992 | н.д. | 120 - 46,5 |
БТР-40 | Легкий бронетранспортер | 1950 - 1958 | ~3500 | |
БТР-50 | Гусеничный бронетранспортер | 1952 - 1963 | ~5000 | |
БТР-60 | Бронетранспортер | 1959 - 1976 | ~25000 | |
БТР-70 | Бронетранспортер | с 1972 | ~10400 | |
БТР-80 | Бронетранспортер | с 1986 | ~6500 | |
БТР-152 | Бронетранспортер | 1950 - 1962 | 12421 | |
МТ-ЛБ | Легкий бронированный тягач-транспортер | 1964 - 1989 | ~7500 | |
БМП-1 | Боевая машина пехоты | 1966 -1982 | ~17000 | 73 - 13 |
БМП-2 | Боевая машина пехоты | с 1981 | ~8000 | 30 - 14.7 |
БМП-3 | Боевая машина пехоты | с 1987 | ~300 | (100+30) - 18,7 |
БМД-1 | Боевая машина десанта | 1968 - 1984 | ~2000 | 73 - 7,2 |
БМД-2 | Боевая машина десанта | с 1985 | ~1100 | 30 - 8,2 |
БТР-Д | Бронетранспортер десанта | с 1974 | ~2900 | |
БРМ-1К | Боевая разведывательная машина | с 1972 | ~1800 | |
БРДМ-2 | Боевая развед.-дозорная машина | 1962 - 1985 | ~6400 | |
ЗСУ-57-2 | Зенитная установка | 1961 - 1972 | ~1200 | (2х57) - 28 |
ЗСУ-23-4 | Зенитная установка | 1965 - 1984 | ~2600 | (4х23) - 21 |
АСУ-57 | Авиадесантная САУ | 1951 - 1962 | ~1000 | 57 - 3,4 |
АСУ-85 | Авиадесантная САУ | 1958 - 1982 | ~1100 | 85 - 15,5 |
2С1 «Гвоздика» | САУ | с 1970 | ~3400 | 122 - 15,7 |
2С3 «Акация» | САУ | с 1971 | ~2000 | 152 - 27,5 |
2С4 «Тюльпан» | Самоходный миномет | с 1977 | ~500 | Миномет 240 - 27,5 |
2С5 «Гиацинт» | САУ | с 1976 | ~500 | 152 - 27,5 |
2С7 «Пион» | САУ | с 1979 | ~400 | 203 - 45 |
2С9 «Нона-С» | Авиадесантная САУ | 1981 | ~600 | 120 - 8 |
2С12 «Сани» | Самоходный миномет | с 1984 | ~1200 | Миномет 120 |
Источник: [126] |
Война в 1945 г. закончилась. Зачем понадобилось выпускать тысячи и тысячи танков Т-34, Т-44, ИС-2, ИС-3, ИС-4? Ресурсы, очевидно, следовало направить на разработку и производство сотен тысяч (а затем и миллионов) легковых и грузовых автомобилей.
Советские танковые войска были сильнейшими в мире. И в мирное время СССР содержал большое количество танковых и механизированных дивизий. Так, в 1957 - 1964 гг. их было 47 [126]. В 1990 г. в СССР по разным оценкам было 64 - 69 тысяч танков, больше, чем во всех странах НАТО вместе взятых. Кроме того, в вооруженных силах было около 77 тысяч БТР и БМП. Вот только зачем?
Экспорт вооружений
В 1980-х Советский Союз уверенно лидировал в мире по объемам экспорта военной техники.


Заключение
Как видно из приведенных данных, расходы на оборону в СССР были велики. Отчасти это объясняется желанием руководства обезопасить страну от агрессии Запада.
Подтверждением прямого участия Запада во втягивании СССР в губительную для него гонку вооружений может служить речь М.Тэтчер в Хьюстоне (Техас) на заседании Американского Нефтяного Института (API) в ноябре 1991 г. Ниже приводится достаточно объемная выдержка из этой речи, записанной российскими участниками заседания. В этой речи характерно признание «железной леди» о высоких темпах развития советской экономики. Не менее интересно и циничное признание о том, какими методами действовал Запад для достижения своей цели - разрушения Советского Союза.
«Советский Союз - это страна, представлявшая серьезную угрозу для западного мира.
Я говорю не о военной угрозе. Её в сущности не было. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую.
Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов, Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков.
Поэтому мы всегда предпринимали действия, направленные на ослабление экономики Советского Союза и создание у него внутренних трудностей. Основным было навязывание гонки вооружений. Мы знали, что советское правительство придерживалось доктрины равенства вооружений СССР и его оппонентов по НАТО. В результате этого СССР тратил на вооружение около 15% бюджета, в то время как наши страны - около 5%. Безусловно, это негативно сказывалось на экономике Советского Союза. Советскому Союзу приходилось экономить на вложениях в сферу производства так называемых товаров народного потребления. Мы рассчитывали вызвать в СССР массовое недовольство населения. Одним из наших приемов была якобы «утечка» информации о количестве вооружения у нас гораздо большем, чем в действительности, с целью вызвать дополнительные вложения СССР в эту экономически невыгодную сферу.
...решение о развитии СОИ было принято в надежде, что СССР займётся созданием аналогичной дорогостоящей системы. К нашему большому сожалению, советское правительство такого решения не приняло, а ограничилось политическими декларациями протеста. Сложилась весьма трудная для нас ситуация. Однако вскоре поступила информация о ближайшей смерти советского лидера и возможности прихода к власти с нашей помощью человека, благодаря которому мы сможем реализовать наши намерения. ...Этим человеком был М. Горбачёв, который характеризовался экспертами, как человек неосторожный, внушаемый и весьма честолюбивый...
Большие споры среди экспертов вызвал вопрос о выдвижении Б. Ельцина в качестве лидера «Народного фронта» с перспективой последующего избрания его в Верховный Совет Российской республики и далее руководителем Российской республики (в противовес лидеру СССР М. Горбачёву). Большинство экспертов были против кандидатуры Б. Ельцина, учитывая его прошлое и особенности личности. Однако состоялись соответствующие контакты и договорённости, и решение о «проталкивании» Б. Ельцина было принято. С большим трудом Ельцин был избран Председателем Верховного Совета России и сразу же была принята декларация о суверенитете России. Вопрос от кого, если Советский Союз был в своё время сформирован вокруг России? Это было действительно началом распада СССР».
Можно спорить о точности формулировок, и даже о том, было ли вообще такое выступление. Но то, что события развивались именно так, а не иначе - исторический факт.
В 1970 - 1980 гг. Япония интенсивно развивала свою автомобильную промышленность, производства товаров народного потребления (стиральных машин, холодильников, пылесосов, радиоприемников, магнитофонов, телевизоров и др. виды). И она очень скоро стала мировым лидером в производстве высокотехнологичных изделий и бытовой техники. СССР создавал высокотехнологичные межконтинентальные ракеты и термоядерные бомбы, истребители и бомбардировщики, атомные крейсеры, авианосцы и атомные подводные лодки, танки и орудия. Затем новые ракеты, самолеты, бомбы, танки, подводные лодки - и так до полного развала государства.
Военная техника в таком количестве в мирное время стране не была нужна. Производство и содержание оружия тяжелым бременем лежало на экономике СССР, огромные расходы на оборону существенно сокращали возможности государства по повышению уровня благосостояния граждан. Для агрессора был вполне достаточным показ ядерной дубины. Эпоха «все для обороны» давно закончилось, но престарелые партийные руководители, министры и их заместители, прочие высокопоставленная элита не понимали этого. Страна была опутана густой сетью оборонных и смежных предприятий. Но закрывать военные заводы было нельзя, и огромные материальные и трудовые ресурсы были направлены не на создание качественных бытовых товаров для людей, а на создание дорогого оружия, ставшего позднее металлоломом. Чахлые предприятия, производящие товары народного потребления на фоне оборонных смотрелись бедными родственниками, получавшими ресурсы худшего качества и по остаточному принципу.
Даже поверхностное ознакомление с данными специализированной литературы по истории создания отечественной военной техники (например, [122, 125, 127]) приводит к пониманию, почему советские люди жили беднее и меньше граждан развитых западных стран.
Анализ этой литературы приводит к уверенному выводу: даже 20% затраченных на вооружение материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов было бы достаточно, чтобы СССР был мировым лидером в производстве сложной бытовой техники. Таким, каким в наше время является Китай. Высококлассные ученые, конструкторы, инженеры, техники и рабочие, создавшие «Сатану» и «Воеводу», «Акулу» и авианосцы, «Буран», «Ту-160», МиГ-31 и Су-30, «Альбатрос» и тысячи других видов сложнейшего вооружения, без труда и практически мгновенно могли создать и запустить в серийное производство высококачественные стиральные машины, холодильники, пылесосы, телевизоры, автомобили и многое другое.
Но не было в стране своего Ли Куан Ю или Дэн Сяопина, да они и не могли появиться в той номенклатурной системе (как, впрочем, и в нынешней). Махина оборонного комплекса к 1990 году окончательно раздавила экономику страны. Кроме затрат на оборону значительные суммы в СССР расходовались на исследование космоса, на военные и гражданские космические проекты. Эти расходы были сопоставимы с расходами NASA в США (см. приложение).
Тяжким грузом на советском обществе лежало и постоянное гипертрофированное соотношение объемов производства средств производства и потребительских товаров (см. раздел «Машиностроение»). Оборудование производилось для производства нового оборудования. В дефиците были не только жилье, автомобили, но и качественные бытовые промышленные товары, а в конце 1980-х - и продукты питания. И при этом объемы импорта бытовых товаров и продуктов питания были крайне незначительными - большая часть денег, полученных от экспорта советских товаров, шла на закупку производственных машин и оборудования.
Особая роль в разрушении СССР принадлежит фашисткой Германии. 27 миллионов убитых граждан СССР и десятки миллионов покалеченных, физически и морально. Разрушенные и полностью уничтоженные города и села, дороги, транспорт, коммуникации. Огромный урон промышленности и ее практически полная переориентация на производство вооружений. Разоренное сельское хозяйство. Но не менее тяжелым для страны последствием нашествия фашистов оказалась алкоголизация значительной части мужчин, находившихся в действующей армии. И после войны для решения финансовых проблем государство спаивало население, все больше продавалось в стране алкоголя (см. раздел «Потребление продуктов питания»), и этот товар не был в дефиците (кроме запоздалой корявой попытки М. Горбачева во второй половине 1980-х). Алкоголизация никогда не доводила до добра ни граждан, ни семью, ни государство. СССР не был исключением. Из-за дефицита хороших товаров и продуктов питания быстро росли вклады населения в Сбербанке - и этот отложенный спрос сыграл свою роль на последнем этапе разрушения государства.
Все это, а также Афганская война, Чернобыльская катастрофа, крупнейшее землетрясение в Армении, отсутствие частного (но честного) сектора производства, расхлябанное руководство государством в 1980-х и в начале 1990-х (достаточно сравнить этот уровень руководства с уровнем руководства в Китае, в Сингапуре или Республике Корея) и привели к разрушению Советского Союза. Весомый вклад в разрушение СССР внесли западные государства во главе с США.
© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.