Государственный бюджет СССР

Структура доходов государственных бюджетов СССР
Доходы и расходы государственных бюджетов СССР
Дефицит государственных бюджетов СССР в 1985 - 1990 годах, основные причины
Структура расходов государственных бюджетов
Расходы на содержание органов управления

Структура доходов государственных бюджетов СССР

Основными компонентами доходной части государственных бюджетов СССР в послевоенное время были налог с оборота и отчисление от прибыли предприятий. С ростом объемов экспорта нефти и газа увеличивалась и доля доходов в бюджете от внешнеэкономической деятельности. Менее значимыми статьями доходов были налог с населения и средства государственного социального страхования.

Структура доходов государственного бюджета СССР в 1970 г.
Структура доходов государственного бюджета СССР в 1985 и  1990 гг.

Доходы и расходы государственных бюджетов СССР

В послевоенные годы, вплоть до 1984 г., бюджеты были профицитными.

Доходы и расходы консолидированного бюджета СССР и США в 1960 - 1990 годах, график
Доходы и расходы государственных бюджетов СССР в 1940 - 1984 годах, млрд. руб. [3, 108]

ГодДоходыРасходы, всегоРасходы союзного бюджетаРасходы бюджетов союзных республик (республиканских и местных)
19401817,4......
194632,530,8......
195042,341,331,79,6
19514744,3......
195249,846......
19535451,5......
195455,955,340,810,7
195556,45439,814,1
195658,65439,914,1
195761,760,732,228,5
195867,264,330,234,1
19597470,431,638,8
196077,173,130,143
19617876,330,745,6
196284,382,234,248
196389,5873651
196494,492,238,853,4
1965102,3101,643,258,4
1966106,3105,651,853,8
1967117,2115,259,355,9
1968130,8128,666,961,7
1969140138,57266,5
1970156,7154,680,674
1971166164,284,979,3
1972175173,289,683,6
1973187,818496,187,9
1974201,3197,4101,795,7
1975218,8214,5109,7104,8
1976232,2226,7119,8106,9
1977247,8242,8126,2116,6
1978265,8260,2132,4127,8
1979281,5276,4144,1132,3
1980302,7294,6157,8136,8
1981320,6309,8168,7141,1
1982353343,1185,7157,5
1983357,9354,3186,8167,5
1984376,7371,2194,6176,6

В 1985 - 1989 годах данные по доходам Государственного бюджета публикуются с добавлением слов «без привлеченных средств». Привлеченные средства направлялись на покрытие дефицита бюджета. Это, например, внешние займы, эмиссия денег, привлечение средств сберкасс. Информация по росту государственного внешнего долга СССР в этот период - здесь, по денежной эмиссии - здесь.

Доходы (без привлеченных средств) и расходы государственных бюджетов СССР в 1985 - 1989 годах, млрд. руб. [3, 108]

ГодДоходыРасходыРасходы союзного бюджетаРасходы бюджетов союзных республик (республиканских и местных)Привлечение средств в бюджет для обеспечения финансирования расходов
1985372,6386,5202,9183,618
1986371,6417,1222,9194,247,9
1987378,4430,9237,5193,457,1
1988378,9459,5245,3214,290,1
1989401,9482,6244,623891,8

Данные по доходам и расходам государственного бюджета СССР в 1990 году опубликованы Госкомстатом [3], примечания о том, что доходы без привлеченных средств в них нет.

Доходы и расходы государственных бюджетов СССР в 1990 году, млрд. руб. [3]

ГодДоходыРасходы, всегоРасходы союзного бюджетаРасходы бюджетов союзных республик (республиканских и местных)
1990471,6513,2240,5272,7

Дефицит государственных бюджетов СССР в 1985 - 1990 годах, основные причины

На графике приведены данные по разности между доходами и расходами государственных бюджетов СССР с 1970 года.

Разность между доходами и расходами государственного бюджета СССР (дефицит бюджета), млрд. руб.

С 1985 года и до развала СССР бюджеты исполнялись с дефицитом. Основные причины дефицита бюджетов достаточно подробно рассмотрены в [112]. Рассмотрим их.

1.На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС было решено ускорить в стране научно-технический прогресс. Дело, скорее всего, было полезное, ускорять нужно было, и много чего. Но получилось, причем еще до В. Черномырдина, как всегда. Ускоряться прогресс не захотел (даже наоборот, он замедлился), но значительно увеличился объем капитальных вложений (и рост расходов бюджета), объемы незавершенного строительства, объемы закупленного, но неустановленного оборудования, которое пылилось на складах или находилось под открытым небом.

Показатель1980 1985 1986 1987 1988 1989 1990
Капитальные вложения, СССР, млрд. руб. 174,3 (1984)179,5 194,4 205,4 218,2 228,5 229,8
Объем незавершенного строительства в государственных предприятиях (на конец года, в % от объема капитальных вложений)67 79 79 78 83 91104
Временно приостановленное или законсервированное производственное строительство за счет государственных капитальных вложений, тысяч объектов... 11,77 12,59 21,23 21,53 24,6236,46
Неустановленное оборудование, включая импортное, в капитальном строительстве СССР, на конец года, млрд. руб.... 14,4 ... ... 15,1 18,2 19,6
Наличие отдельных видов неустановленного оборудования на складах предприятий и строек, на конец года, тысяч штук:
- металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование
- энергетическое оборудование


47,4
97,6


48,1
114,7


50,7
115


46,8
143,9


51,1
137,1


55,8
132,5


54,7
122,1
Источники: [3, 112].

«На конец 1990 г. объем незавершенного строительства за счет капитальных вложений государственных предприятий и организаций достиг 205,5 млрд. руб. (в фактически действовавших ценах)... Сверхнормативное незавершенное строительство в истекшем {1990} году в 1,7 выше, чем в 1989 г.» [3, 1990 г.].

За «омертвленное» строительство была выплачена огромная зарплата, не имеющая товарного покрытия. Причем не только строителям и монтажникам, но и работникам цементной, кирпичной, стекольной, машиностроительной и т.д. отраслей экономики, участвовавших в изготовлении и поставке на незавершенные объекты строительных материалов, техники и оборудования.

2.Решениями партийных и правительственных органов в годы «перестройки» была увеличена доля прибыли предприятий и организаций, остающаяся в их распоряжении. Значительная часть прибыли предприятий направлялась в фонд заработной платы. Кроме того, централизовано были пересмотрены тарифные ставки и должностные оклады в сторону их увеличения. Это привело к существенному увеличению доходов населения и уменьшению доходов государственного бюджета.

Показатель19801981198219831984198519861987198819891990
Доля прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций СССР, %4141424544 45 46 47 50 52 51
Среднемесячная зарплата в СССР, руб.168,9172,5177,3180,5184,8190,1195,6202,9219,8240,4274,6
Денежные доходы населения СССР, млрд. руб.342,3............420,1435,3452,1493,5558,652,5

С одной стороны, это замечательно, что в годы перестройки существенно увеличились доходы населения. Но под этот рост следовало бы увеличить поставки в розничную сеть качественных промышленных товаров и продуктов питания, создать сеть супермаркетов, торговых центров, магазинов самообслуживания. Для этого следовало резко увеличить импорт товаров народного потребления, сократив импорт промышленного оборудования, прекратив помощь уже отваливающимся «друзьям», сократив расходы на оборону. В частности, расходы на создание обычных вооружений - танков (к уже имеющимся ~ 64 тысячам), орудий, самолетов, а также дорогостоящих атомных подводных лодок (в т.ч. атомных) и т.д. Резко сократить строительство предприятий для производства средств производства, предприятий тяжелой промышленности, и строить (расширять) предприятия для производства качественных товаров народного потребления (пусть и по иностранным лицензиям и технологиям, примерно так, как это делал в то время Китай), и увеличить строительство жилья за счет средств населения.

В качестве первоочередных мер (для получения средств на развитие производства товаров народного потребления и уменьшения давления на товарный рынок свободными деньгами населения) следовало начать свободную продажу квартир в рассрочку или в кредит. Пусть и по завышенным, на первом этапе, ценам; о том как они завышены в наше время, и под какие кабальные проценты выдаются кредиты - лучше промолчать. Начать широкую продажу земельных участков, увеличив объемы производства стройматериалов для строительства дач (лесов у нас достаточно). Начать свободную продажу легковых и грузовых импортных и отечественных автомобилей (пусть и по завышенным, на первом этапе, ценам). Кратно увеличить продажу импортной бытовой техники: телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, холодильников, стиральных машин, пылесосов и т.д. (пусть даже и по завышенным ценам). Забить продовольственные магазины дорогими (по возможности - качественными) импортными продуктами питания. С качеством у импортных западных продуктов питания были серьезные проблемы, примерно такие, какие сейчас у наших. Постепенно переходить на рыночные цены, предусмотрев меры поддержки для семей с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей.

Все это следовало сделать еще в 1970-х - начале 1980-х, когда цены на нефть были высоки.

3. Наивысшие мировые цены на нефть за период 1975 - 1990 гг. были в 1980 году. К 1985 году цены уменьшились примерно на 25% (так, цена на нефть «Брент» уменьшилась с 36,8 до 27,6 долл. за баррель). В результате действий Саудовской Аравии и США в 1986 году цена нефти значительно уменьшилась. Практически все годы «перестройки» СССР экспортировал свои энергоресурсы по низким ценам (см. раздел «Экспортные цены»). Это существенно сократило доходы государственного бюджета СССР.

4.В 1985 году начата, а в 1988 г. практически прекращена, борьба с алкоголизмом в СССР. Заметно уменьшилось потребление населением алкоголя, и, следовательно, поступления в бюджет от его продажи. Особенно существенно было уменьшение в 1986 и 1987 гг.

Здесь следует отметить, что в бюджете вообще не должно быть доходов от спаивания населения. Эти доходы должны идти не в государственный бюджет или, как с 1992 г. - в карманы частных лиц, а в детские дома, неполные и многодетные семьи, на борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

5. С 1988 г. предприятиям было разрешено продавать продукцию, произведенную сверх плана, по свободным ценам. При этом выросли оптовые цены, и увеличились дотации из государственного бюджета на поддержку постоянными розничных цен.

6. Увеличивались внутренний и внешний долги, увеличивались и расходы на их обслуживание.

7.Достаточно крупными статьями расходов бюджета СССР стали расходы на ликвидацию последствий катастрофы на атомной электростанции в Чернобыле (26.04.1986) и землетрясение в Армении (7.01.1987).

Были и многие другие проблемы, и все они нарастали как снежный ком, который никчемная власть (в высших эшелонах которой были и люди, мечтающие ее «раскачать» и разрушить СССР) остановить не смогла.

Структура расходов государственного бюджета

Наибольшая статья расходов бюджета СССР в послевоенное время - на народное хозяйство: на поддержу и развитие сельского хозяйства, промышленности (включая добычу полезных ископаемых) и др. Вторая по объему статья расходов бюджета - на оборону.

Структура расходов государственного бюджета СССР, проценты

Расходы на содержание органов управления

Расходы на управления в СССР были незначительными, во всяком случае - по сравнению с расходами в Российской Федерации после его разрушения. Причем их доля в расходах государственных бюджетов постепенно уменьшалась. Что включалось в расходы на управление:
- содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры;
- затраты, связанные с созывом съездов, сессий, совещаний;
- содержание дипломатических учреждений СССР за границей;
- другие расходы.

Как видим, сюда не включены расходы на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства (МВД, КГБ/ФСБ). Но ведь эти расходы - тоже на управление государством.

Не включены и расходы по обслуживанию государственного и муниципального долга. В СССР, вплоть до горбачевского периода, эти расходы были относительно невелики. В Российской Федерации в 2010-х - это сотни миллиардов рублей ежегодно. Поэтому на графике (см. ниже) приведена линия расходов на управление для России с учетом и без учета обслуживания долга.

Некоторые либералы указывают, что кроме расходов на управление в СССР весомые деньги расходовались на содержание и функционирование партийного аппарата. Но в бюджете не было статей по финансированию деятельности КПСС, партийный аппарат в СССР содержался на партийные деньги: взносы членов партии и за счет ее издательской деятельности.

Расходы на управление государством в СССР и в РФ, в процентах от расходов консолидированного (государственного) бюджета

Данные по расходам на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в СССР не публиковались. Некоторые данные появились после развала СССР. Так, расходы на МВД и КГБ СССР составили в 1940 г. - 3,8%, 1950 г. - 5%, в 1955 г. - 2,5% от расходов государственного бюджета СССР [24]. Данные по расходам консолидированного бюджета России на обеспечение безопасности и правоохранительную деятельность приведены на графике ниже. Конечно, они не включают расходы на оборону.

Доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в консолидированном  бюджете России, проценты.

На главную

© И.Г. Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.