Производство автомобилей в СССР
Грузовые автомобили и автобусы
Сводные данные по производству легковых, грузовых автомобилей и автобусов
Количество автомобилей в эксплуатации
Экспорт автомобилей из СССР, импорт автомобилей
Производство, экспорт и импорт мотоциклов
Продажа автомобилей и мотоциклов
Цены на автомобили и мотоциклы в СССР
Легковые автомобили
В 1990 году СССР занимал 8 место мире по производству легковых автомобилей, отставание от США, Японии, Германии и ФРГ было значительным.


В итоге, в 1990 году в США было зарегистрировано около 134 млн. легковых автомобилей, парк советских легковых автомобилей составил примерно 17 млн.
Грузовые автомобили и автобусы
По количеству производимых за год грузовых автомобилей в 1970 - 1990 годах СССР уступал только США и Японии.


Приведем лишь два примера крупнейших грузовиков, созданных в СССР.
БелАЗ-75501 имел мощность 3150 лошадиных сил, он мог перевозить 280 тонн при собственном весе 480 т.
МАЗ-7907 единственный в мире автомобиль с 24 ведущими колесами; газотурбинный двигатель имел мощность 1250 л.с.
Парк грузовых автомобилей в СССР составил: 1940 год - 656 тысяч, 1980 год - 3387 тысяч, 1988 год. - 4011 тысяч.
Парк автобусов в СССP: 1940 год - 16 тысяч, 1980 год - 177 тысяч, 1990 год - 310 тысяч.
Данные ежегодному производству в СССР автобусов, а также троллейбусов, приведены ниже в сводной таблице.
Сводные данные по производству легковых, грузовых автомобилей и автобусов
В таблице приведен список автомобильных заводов СССР. В него не включены заводы по производству троллейбусов, двигателей (моторные заводы) и запасных частей, ремонтные заводы.
Производство грузовых автомобилей | Производство легковых автомобилей | Производство автобусов |
Камский (КамАЗ) | Москва, им. Ленинского комсомола (АЗЛК) | Ликинский (ЛиАЗ) |
Минский (МАЗ) | Волжский (АвтоВАЗ) | Павловский (ПАЗ) |
Горьковский (ГАЗ) | Запорожский (ЗАЗ) | Курганский (КавЗ) |
Москва, им. Лихачева (ЗиЛ) | Ижевский (ИжМаш) | Львовский (ЛАЗ) |
Кутаисский (КАЗ) | Рижский (РАФ) | Каунасский (КАГ) |
Белорусский (БелАЗ) | Серпуховский (СеАЗ) | Яхромский (ЯАЗ) |
Могилевский (МоАЗ) | Ульяновский (УАЗ) | Чкаловский (ЧАЗ) |
Уральский (УралАЗ), г. Миасс | Ереванский (ЕрАЗ) | |
Кременчугский (КрАЗ) | Луцкий (ЛуАЗ) | |
Брянский (БАЗ) | Вильнюсский спортивных автомобилей | |
Одесский автосборочный | Горьковский (ГАЗ) | |
Курганский завод колесных тягачей | Им. Лихачева (ЗиЛ) |
Данные по производству автомобилей (легковых, грузовых и автобусов в сумме) приведены на графике.

Сводные данные по производству в СССР автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, мотороллеров приведены в таблице ниже. Источник - статистические ежегодники ЦСУ и Госкомстата СССР.
Год | Автомобили грузовые, тысяч | Автомобили легковые, тысяч | Автобусы, тысяч | Троллейбусы, штук | Мотоциклы и мотороллеры, тысяч |
1924 | 0,01 | - | - | - | - |
1925 | 0,116 | - | - | - | - |
1926 | 0,366 | - | - | - | - |
1927 | 0,475 | 0,003 | - | - | - |
1928 | 0,74 | 0,05 | 0,051 | - | - |
1929 | 1,471 | 0,156 | 0,085 | - | - |
1930 | 4,019 | 0,16 | 0,047 | - | - |
1931 | 3,915 | 0 | 0,09 | - | 0,1 |
1932 | 23,748 | 0,034 | 0,097 | - | ... |
1933 | 39,101 | 10,259 | 0,35 | 2 | ... |
1934 | 54,572 | 17,11 | 0,755 | 28 | ... |
1935 | 76,854 | 18,969 | 0,893 | 98 | ... |
1936 | 131,546 | 3,679 | 1,263 | 152 | ... |
1937 | 180,339 | 18,25 | 1,268 | 192 | 13,1 |
1938 | 182,373 | 26,986 | 1,755 | 235 | ... |
1939 | 178,769 | 19,647 | 3,271 | 167 | ... |
1940 | 135,958 | 5,511 | 3,921 | 74 | 6,8 |
1945 | 68,548 | 4,995 | 1,114 | 0 | 4,7 |
1946 | 94,572 | 6,289 | 1,31 | 16 | ... |
1947 | 121,248 | 9,622 | 2,098 | ... | ... |
1948 | 173,908 | 20,175 | 2,973 | ... | ... |
1949 | 226,854 | 45,661 | 3,477 | ... | ... |
1950 | 294,402 | 64,554 | 3,939 | 171 | 123,1 |
1951 | 229,777 | 53,646 | 5,26 | ... | ... |
1952 | 243,465 | 59,663 | 4,808 | ... | 104,4 |
1953 | 270,667 | 77,38 | 6,128 | 303 | 143,3 |
1954 | 300,613 | 94,728 | 8,532 | ... | 205,9 |
1955 | 328,047 | 107,806 | 9,415 | 360 | 244,5 |
1956 | 356,415 | 97,792 | 10,425 | 380 | 297 |
1957 | 369,504 | 113,588 | 12,316 | ... | 336,5 |
1958 | 374,9 | 122,191 | 13,983 | 511 | 400,1 |
1959 | 351,373 | 124,519 | 19,102 | 571 | 499,5 |
1960 | 362,008 | 138,822 | 22,761 | 610 | 552,7 |
1961 | 381,617 | 148,914 | 24,799 | 661 | 588,3 |
1962 | 382,355 | 165,945 | 29,18 | 837 | 621,2 |
1963 | 382,22 | 173,122 | 31,67 | 987 | 647,4 |
1964 | 385,006 | 185,159 | 32,919 | ... | 687,2 |
1965 | 379,63 | 201,175 | 35,507 | 1540 | 711 |
1966 | 407,633 | 230,251 | 37,327 | 1316 | 753 |
1967 | 437,35 | 251,441 | 39,96 | 1500 | 784 |
1968 | 478,147 | 280,332 | 42,357 | 1770 | 802 |
1969 | 504,529 | 293,558 | 46,099 | 1994 | 808 |
1970 | 524,507 | 344,248 | 47,363 | 2238 | 833 |
1971 | 564,3 | 529 | 49,3 | 2270 | 872 |
1972 | 596,8 | 730,1 | 51,9 | 1971 | 898 |
1973 | 629,5 | 916,7 | 56 | 1836 | 932 |
1974 | 666 | 1119 | 61 | 1726 | 960 |
1975 | 696 | 1201 | 67 | 1900 | 1029 |
1976 | 716 | 1239 | 70,1 | 1993 | 1059 |
1977 | 734 | 1280 | 74,6 | 1960 | 1089 |
1978 | 762 | 1312 | 77,4 | 2256 | 1099 |
1979 | 780 | 1314 | 79,2 | 2008 | 1078 |
1980 | 787 | 1327 | 85,3 | 2015 | 1090 |
1981 | 787 | 1324 | 86,9 | 2219 | 1095 |
1982 | 780 | 1307 | 85,7 | 2080 | 1110 |
1983 | 795 | 1315 | 85,1 | 2180 | 1127 |
1984 | 810 | 1327 | 88 | 2350 | 1151 |
1985 | 823 | 1333 | 90,8 | 2467 | 1148 |
1986 | 782 | 1340 | 88,7 | 2554 | 1130 |
1987 | 792 | 1346 | 87,9 | 2561 | 1047 |
1988 | 802 | 1261 | 94,3 | 2545 | 1068 |
1989 | 804 | 1218 | 92,1 | 2445 | 1076 |
1990 | 774 | 1260 | 86,3 | 2393 | 1093 |
Количество автомобилей в эксплуатации
В 1990 году в США было зарегистрировано около 189 млн. автомобилей. В 1988 году СССР отставал по количеству автомобилей в эксплуатации от США, Японии, Германии и Франции.

По количеству автомобилей в расчете на 100 человек населения в 1988 году США опережали СССР примерно в 10 раз.

Среди республик СССР по количеству легковых автомобилей на 1000 человек населения в 1988 году лидировали прибалтийские республики.
в республиках СССР (на конец года) [139]
Республика | 1970 г. | 1980 г. | 1988 г. |
СССР | 6 | 30 | 53 |
РСФСР | 6 | 29 | 52 |
Украинская ССР | 6 | 31 | 57 |
Белорусская ССР | 4 | 25 | 49 |
Узбекская ССР | 3 | 22 | 40 |
Казахская ССР | 5 | 27 | 44 |
Грузинская ССР | 11 | 47 | 81 |
Азербайджанская ССР | 5 | 22 | 34 |
Литовская ССР | 11 | 66 | 110 |
Молдавская ССР | 3 | 21 | 42 |
Латвийская ССР | 13 | 60 | 91 |
Киргизская ССР | 5 | 23 | 41 |
Таджикская ССР | 4 | 19 | 41 |
Армянская ССР | 9 | 37 | 67 |
Туркменская ССР | 3 | 28 | 49 |
Эстонская ССР | 20 | 76 | 126 |
Экспорт автомобилей из СССР, импорт автомобилей
Максимальное количество легковых автомобилей СССР экспортировал в 1978 г. - 387,7 тысяч, а с учетом комплектов для сборки автомобилей - 403 тысячи.

Основными импортерами советских легковых автомобилей в 1980-х были страны - члены СЭВ (Венгрия, Болгария, ГДР, Чехословакия, Югославия и др.), а также Великобритания, Финляндия, Франция, Бельгия и др.

По сравнению с объемами производства импорт СССР грузовых и легковых автомобилей был незначительным. Импорта легковых автомобилей практически не было, Госкомстат такие данные и не публиковал. По импорту грузовиков данные за 1958 - 1975 и 1987 - 1990 годы опубликованы в штуках. За 1976 - 1986 годы опубликованы данные по импорту грузовых автомобилей и гаражного оборудования (в сумме) в рублях. В 1976 году эта сумма составила 833 млн. рублей, в 1986 году она увеличилась до 2,2 млрд. рублей.

Производство, экспорт и импорт мотоциклов
Мотоциклы и мопеды выпускались заводами в Ижевске, Минске, Ирбите («Урал»), Киеве, Туле, Коврове, Подольске, Львове, Риге. Серийный выпуск мотоциклов в СССР начался в 1931 году, в Ленинграде.
С 1975 года ежегодный выпуск мотоциклов в СССР превышал 1 млн. По этому показателю в 1970-х - 1980-х СССР занимал второе место после Японии.

Импорт мотоциклов СССР кратно превышал их экспорт из СССР. В 1985 году импорт составил 108 тысяч, экспорт - 20,4 тысячи.

Продажа автомобилей и мотоциклов
Продажа автомобилей и мотоциклов в СССР, тысяч [3, 154]Наименование | 1960 | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
Автомобили | 62 | 123 | 964 | 1193 | 1568 | 1671 | 1790 | 2014 | 2138 | 2105 |
Мотоциклы и мопеды | 501 | 816 | 1033 | 1210 | 1171 | 1352 | 1300 | 1288 | 1204 | 1308 |
Цены на автомобили и мотоциклы в СССР
Госкомстат СССР публиковал средние цены на автомобили и мотоциклы в СССР, они приведены в таблице. Розничные цены на некоторые марки автомбилей в 1985 - 1986 годах приведены под таблицей.
Наименование | 1960 | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1990* |
Автомобили | 3030 | 4218 | 5808 | 7262 | 7748 | 7702 | 7779 | 8306 | 8401 | 8430 | 8290 |
Ммотоциклы и мопеды | 485 | 593 | 669 | 825 | 965 | 1116 | 967 | 1011 | 1001 | 1027 | 1271 |
Розничные цены на конкретные марки автомобилей в 1985 - 1986 годах, в рублях:
ЗАЗ 966М - 3900; ЗАЗ 969МЭ - 3900;
ВАЗ 2109 - 7260; ВАЗ 2108 - 8300; ВАЗ 2107 - 9000; ВАЗ 2105 - 8300;
ВАЗ 2121 «Нива» - 9000;
ГАЗ 2410 - 16200; Москвич 2140 - 7300.
В раздел "Промышленность СССР"
© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2022
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.