Гражданское авиастроение в СССР

Авиационные заводы СССР, производившие самолеты
Производство гражданских самолетов и самолетов двойного назначения в СССР
Количество самолетов в гражданской авиации СССР
Производство вертолетов в СССР
Экспорт самолетов и вертолетов из СССР
Производство самолетов в США

Данные по производству военных самолетов приведены здесь

Авиационные заводы СССР, производившие самолеты

В СССР создана мощная авиационная промышленность. «Численность занятых в авиапроме СССР составляла, по разным оценкам, 1,5 - 2 млн. человек. В ведении МАП находилось около 250 предприятий, непосредственно занимавшихся разработкой и производством авиатехники» [238]. МАП - Министерство авиационной промышленности СССР.

На военных заводах было налажено и серийное производство гражданских самолетов (и самолетов двойного назначния).

Авиационные заводы СССР, выпускавшие самолеты гражданского и двойного назаначения [238]

Номер или наименование заводаМесто расположенияВыпускавшаяся продукция
18КуйбышевТу-114, Ту-154
22КазаньИл-62, Ту-104
30Москва (Ходынка)Ил-12, Ил-14, Ил-18
39ИркутскАн-12, Ан-24
64ВоронежАн-10, Ан-12, Ил-86, Ил-96, Ту-144
84ТашкентАн-12, Ил-14, Ил-76
99Улан-УдэАн-24
116АрсеньевАн-14, Як-18, Як-50, Як-55
135ХарьковАн-72, Ан-74, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Як-18
166ОмскТу-104
272ЛенинградЯк-12, Як-18
292СаратовЯк-40, Як-42
464Москва (Долгопрудный)Ан-2М, Як-12
473КиевАн-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-124
475СмоленскЯк-42
УАПКУльяновскАн-124, Ту-204
Кооператив "Аэроспорт"МоскваСу-26М

Производство гражданских самолетов и самолетов двойного назначения в СССР

В таблице приведены данные по некоторым типам пассажирских и грузовых самолетов, серийно выпускавшихся в СССР в послевоенное время. Они составляли основу гражданского воздушного флота СССР. При создании таблицы использованы многие источники, в том числе, [238].

Тип самолетаКоличество перевозимых пассажиров (для грузовых - вес груза)Год первого полетаКоличество произведенных самолетов (дл¤ ряда типов - примерное); примечания
Ли-22119392679* (с 1945 г.)
Ан-210194718000 (3808* - в СССР)
Ан-101121957108*
Ан-14Грузовой, 0,6 т1958339*
Ан-22 АнтейГрузовой, 60 - 100 т196568; самый крупный в мире турбовинтовой транспортный самолет
Ан-245219591367 (1337*)
Ан-28171973191
Ан-124 Руслан Грузовой, 120 т198256; до 1988 г. крупнейший в мире
Ан-225 Мрия Грузовой, 250 т19881; крупнейший в мире
Як-40 3219661014; использовался в 19 странах
Як-421201975188
Ил-1218 - 321945 в 1945 -1949 годах - 664
Ил-143619501348 (839*)
Ил-181101957850 (567*)
Ил-621951963289 (292*)
Ил-76Грузовой, 60 т1971856*
Ил-863501976106 (103*)
Ил-96-3003001988Серийное производство начато в России
Ту-1041101955201; в 1956 - 1958 гг. крупнейший в мире реактивный пассажирский самолет
Ту-114220195732; до конца 1960-х - крупнейший в мире пассажирский самолет
Ту-124561960163*
Ту-134801963853*
Ту-14480196816; первый пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер
Ту-15418019681020 (920*), самый массовый пассажирский авиалайнер в СССР
Ту-204164 - 2151989В советский период - 4
*[238]

Кроме перечисленных в таблице, по данным [238], в послевоенном СССР произведены также следующие гражданские самолеты или самолеты двойного назначения (после тире указано количество):
Як-12 - 4458; Як-18 - 6833; Ан-8 - 151; А-12 - 1243; Ан-30 - 123; Ан-26 - 1398; Ан-32 - 361; Ан-72 - 124; Ан-3 - 17; Ан-74 - 74.

В послевоенный период наибольшее количество пассажирских самолетов в СССР произведено в 1974 году. До 1977 года преобладал выпуск ближнемагистральных самолетов, с 1978 года - среднемагистральных и дальнемагистральных (среднемагистральных производилось в разы больше дальнемагистральных).

Производство пассажирских самолетов в СССР, в 1965 - 1990 годах

В 1990 году в СССР было выпущено 170 самолетов (из них 65 - для гражданской авиации) и 305 вертолетов (в том числе 179 - для ГА). В 1991 году в небо впервые поднялись 67 гражданских самолётов и 249 вертолётов [238].

«Всего же советскими авиазаводами в 1945 - 1991 годах построено около 49000 летательных аппаратов гражданского и двойного назначения, при этом 9500 из них были отправлены на экспорт, 20500 - в гражданскую авиацию СССР (сравните с более чем 100000 машинами военного назначения!), а ещё 19000 - в авиацию силовых ведомств и ДОСААФ» [238]. Летательные аппараты здесь - самолеты и вертолеты.

Следует отметить, что серии некоторых типов самолетов превышали 1000 единиц (с модификациями). Выпуск некоторых типов самолетов (военных и гражданских) продолжался 20 лет и более (Ту-134, МиГ-25, Су/17/22, Су-24, Ту-22М, Як-42), 30 лет и более (Су-27, МиГ-29, Миг-21, Ан-24, Ан-32, Ту95/142, Ту-154,); Ту-154 выпускался в течение 37 лет, Ил-76/78/А50 - 38 лет, Ил-62 - 40 (!) лет [122].

Первый советский гражданский реактивный самолет СССР - Ту-104 (начало эксплуатации - 1956 год), самый массовый советский пассажирский самолет - Ту-154, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет - Ту-144 (первый полет 31.12.1968).

Количество самолетов в гражданской авиации СССР

«На момент распада СССР в Аэрофлоте работало, по разным оценкам, от 400 до 500 тысяч человек, из них около 32000 были пилотами. В его составе на конец 1980-х насчитывалось чуть более 330 лётных отрядов (в составе ОАО и ПО) и около 20 отдельных авиационных эскадрилий» [238].

В состав гражданской авиации СССР на конец 1991 года входили [238]:

Тип летательного аппаратаКоличество
Пассажирские самолеты8400
в том числе:
Ил-62120
Ил-1812
Ил-8680
Ту-154543
Ту-134350
Як-4297
Ан-24676
Як-40549
Ан-28138
Л-410482
Ан-25336
Грузовые самолеты483
Специальные самолеты (Ан-30) 63
Вертолетыболее 3500

Кроме того, 580 самолетов эксплуатировались в авиации Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства радиопромышленности (МРП) и Министерства общего машиностроения (МОМ), более 2200 самолетов летали в почти 220 клубах ДОСААФ [238].

Аэрофлотом в 1980-х ежегодно перевозилось более 100 млн. пассажиров в год. В 1989 году отправлено 132 млн. пассажиров, в 1990 году - 138 млн. По количеству перевезенных за год пассажиров СССР уступал только США.

В 1980-х авиацией СССР ежегодно перевозилось более 3 млн. тонн грузов. Выдающиеся советские грузовые самолеты - Ан-225 и Ан-124. В таблице приведены их характеристики в сравнении с крупнейшим западным самолетом Локхид С-5.

СамолетПервый полетРазмах крыла, мДлина, мВысота, мМасса пустого, тоннМакс. взлетный вес, тоннСкорость крейсерская км/часПотолок кмМаксимальная грузоподъемность, тонн
Ан-225 Мрия198888,48418,221664085012253,8. Груз 250 т перевезен в 2004 году из Праги в Ташкент
А-124 Руслан198273,369,121,1178,440580011,6170, такой груз перевезен в 1985 году
Lockheed C-5 Galaxy196867,975,519,9169,638087010,1122,5

Производство вертолетов в СССР

Первый советский вертолет - Ми-1, первый полет - в 1948 году, начало эксплуатации - 1950 год. Самый популярный в мире вертолет Ми-8 совершил первый полет в 1961 году.

В ОКБ/КБ Братухина, Камова, Миля, Яковлева разработано 33 типа вертолетов, построено 14 типов серийных машин и 7 экспериментальных, создана в металле 61 модификация вертолетов [239].

Авиационные заводы СССР, выпускавшие вертолёты гражданского и двойного назначения: [239]

Номер завода, наименованиеМесто расположенияВыпускаемая продукция
23Москва (Фили)Ми-6
47ОренбургМи-1
99Улан-УдэК-15, К-18, Ми-8
168РостовМи-1, Ми-6, Ми-10, Ми-26
272ЛенинградЯк-24А
292СаратовМи-4
329МоскваМи-2
387КазаньМи-1, Ми-4, Ми-8/17
Закарпатский машиностроительный заводДубовоеМи-34 (подготовка к серийному выпуску)
Кумертаусское авиационное производственное объединениеКумертау (Башкирия)Ка-26, Ка-32

Объем производства вертолетов (гражданского, двойного и военного назначения) доходил до 900 в год. Так, в 1974 году только Ми-4 произведено 635 [239].

В середине 1980-х промышленность СССР ежегодно производила свыше 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Всего на заводах в СССР изготовлено 22650 вертолетов, в том числе 18203 гражданского и двойного наначения. Кроме того, за пределами СССР по лицензиям и в рамках кооперации СЭВ построено более 7000 вертолетов [239].

В таблице перечислены вертолеты, разработанные и выпускавшиеся в СССР (гражданского, военного и двойного назначения), источник по количеству произведенных вертолетов - [239].

Тип вертолетаГод первого полетаПроизведено всех модификацийПримечание
Ми-119481012Первый серийный советский вертолет
Ми-419523307Первый военно-транспортный вертолет ВС СССР
Ми-61957924Первый в мире вертолет с 2 турбовальными двигателями
Ми-8/ 17/171/172196212200 (~9500*)Около 100 модификаций (пассажирский, транспортный, многоцелевой, спецназначения, медицинский и др.). Самый популярный в мире вертолет
Ми-10196055«Летающий кран»
Ми-1219682Самый тяжелый вертолет в мире, взлетный вес 105 тонн
Ми-141967279Морской многоцелевой вертолёт-амфибия берегового базирования
Ми-2419693200Транспортно-боевой, скорость до 320 км/ч
Ми-261977322Грузоподъемность - до 25 тонн
Ми-281982124 (4*) Ударный вертолет, "ночной охотник"
Ми-34198628
Ка-10194919
Ка-151953375Первый в мире серийный соосный вертолет
Ка-181956115
Ка-251961281
Ка-261965816
Ка-271974267
Ка-29197659
Ка-321980211
Ка-50198217 (6*) «Черная акула»
Ка-31198630 (2*)
Як-24195241
*из них до 1992 года

Экспорт самолетов и вертолетов из СССР

СССР ежегодно экспортировал десятки самолетов и вертолетов, сотни авиационных двигателей. В 1988 и 1989 годах экспорт авиационной техники из СССР превышал 1 млрд. рублей.

Экспорт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей из СССР в 1963 - 1990 годах, штук [4, 5]

ГодСамолетыДвигатели авиационныеВертолеты
196328241105
19642025281
19653419853
196610726664
196714630457
196810238649
19694040571
197075185128
197143367109
197275251139
197384476150
197489400132
197580327133
197688273122
197758325117
197872331159
197972434125
19807739592
198172241103
198252299115
19836533697
198492325144
198567259116
198672337143
198765278147
198857312199
1989701147
19905423848

Производство самолетов в США

В США производилось гражданских самолетов значительно больше, чем в СССР.

Производство гражданских и военных самолетов в США в 1950 - 1990 годах
Производство самолетов общей авиации и гражданских вертолетов в США в 1950 - 1990 годах

В 1989 году авиаперевозчиками США эксплуатировались 3190 пассажирских самолетов. Из них 956 самолетов Boeing 727 и 698 самолетов Boeing 737:

Количество самолетов по типам, находившихся в эксплуатации в США в 1989 году

В таблице приведены некоторые данные по основным пассажирским самолетам 1980-х в США.

ТипГод начала производстваМаксимальная вместимость (для модификаций в 1980-х), пассажировПримечание
Boeing 7271963189С 1963 по 1984 г. произведено 1832 самолета. Из них 118 потерпели крушение
Boeing 7371967168Самый массовый пассажирский самолет, к марту 2018 года произведено 10000 штук
Boeing 7471969624Рекорд по одновременной перевозке пассажиров: в 1991 году за один рейс Boeing 747 перевез из Эфиопии в Израиль 1122 пассажира
Boeing 7571982228Производство завершено в 2004 году, выпущено 1050 самолетов
Boeing 7671981350Дальность полета до 12,2 тыс. км
McDonnell Douglas DC-91965135Выпускался 41 год, произведено более 2,4 тысяч. Мировой рекорд ресурса - 110 000 взлетов-посадок
McDonnell Douglas MD-801980172Глубокая модернизация McDonnell Douglas DC-9

Экспорт гражданских самолетов и вертолетов из США составил в 1990 году 3446 штук, в том числе 349 вертолетов. Экспорт военных самолетов и вертолетов составил в этом году 445 штук. Данные [S.3]. Всего из США в 1990 году экспортировано летательных аппаратов и их частей на сумму 29,5 млрд. долл. [S.3].

На главную
В раздел "Промышленность СССР"

© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.