Гражданское авиастроение в СССР

Производство самолетов

В СССР было налажено серийное производство гражданских самолетов. В таблице приведены некоторые типы пассажирских и грузовых самолетов, серийно выпускавшихся в СССР в послевоенное время. Они составляли основу гражданского воздушного флота СССР.

Серийно выпускавшиеся в СССР пассажирские и грузовые самолеты

В послевоенный период наибольшее количество пассажирских самолетов в СССР произведено в 1974 году. До 1977 г. преобладал выпуск ближнемагистральных самолетов, с 1978 г. - среднемагистральных и дальнемагистральных (среднемагистральных производилось в разы больше дальнемагистральных).

Производство пассажирских самолетов в СССР, 1965 - 1990

Следует отметить, что серии некоторых типов самолетов превышали 1000 единиц (с модификациями). Выпуск некоторых типов самолетов (военных и гражданских) продолжался 20 лет и более (Ту-134, МиГ-25, Су/17/22, Су-24, Ту-22М, Як-42), 30 лет и более (Су-27, МиГ-29, Миг-21, Ан-24 - Ан-32, Ту95/142, Ту-154,); Ту-154 выпускался в течение 37 лет, Ил-76/78/А50 - 38 лет, Ил-62 - 40 (!) лет [122].

Первый советский гражданский реактивный самолет СССР - Ту-104 (начало эксплуатации - 1956 год), самый массовый советский пассажирский самолет - Ту-154 (произведено более 1000), первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет - Ту-144 (первый полет 31.12.1968).

Аэрофлотом в 1980-х ежегодно перевозилось более 100 млн. пассажиров. В 1989 году отправлено 132 млн. пассажиров, в 1990 году - 138 млн. По количеству перевезенных за год пассажиров СССР уступал только США.

В 1980-х авиацией СССР ежегодно перевозилось более 3 млн. тонн грузов. Выдающиеся советские грузовые самолеты - Ан-225 и Ан-124. В таблице приведены их характеристики в сравнении с крупнейшим западным самолетом Локхид С-5.

Характеристики крупнейших грузовых самолетов СССР и США

Производство вертолетов

Первый советский вертолет - Ми-1, первый полет в 1948 году, начало эксплуатации - 1950 год. Самый популярный в мире вертолет Ми-8 совершил первый полет в 1961 году.

В СССР производилось около 30 типов вертолетов. Объем производства вертолетов доходил до 900 в год. Некоторые (в том числе - военного и двойного назначения) перечислены в таблице (без модификаций).

Производство некоторых типов вертолетов в СССР

Экспорт продукции авиапрома из СССР

СССР ежегодно экспортировал десятки самолетов и вертолетов, сотни авиационных двигателей. В 1988 и 1989 годах экспорт авиационной техники из СССР превышал 1 млрд. рублей.

Экспорт самолетов, вертолетов и двигателей из СССР в 1963 - 1990 годах

Производство самолетов в США

В США производилось гражданских самолетов значительно больше, чем в СССР.

Производство гражданских и военных самолетов в США в 1950 - 1990 году
Производство самолетов общей авиации и гражданских вертолетов в США в 1950 - 1990 годах

В 1989 г. авиаперевозчиками США эксплуатировались 3190 пассажирских самолетов. Из них 956 самолетов Boeing 727 и 698 самолетов Boeing 737:

Количество самолетов по типам, находившихся в эксплуатации в США в 1989 г.

В таблице приведены некоторые данные по основным пассажирским самолетам 1980-х в США.

Данные по основным пассажирским самолетам в США в 1980-х

Экспорт гражданских самолетов и вертолетов из США составил в 1990 г. 3446 штук, в т. ч. 349 вертолетов. Экспорт военных самолетов и вертолетов составил в этом году 445 штук. Данные [S.3]. Всего из США в 1990 г. экспортировано летательных аппаратов и их частей на сумму 29,5 млрд. долл. [S.3]

На главную
В раздел "Промышленность СССР"

© И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.