Транспорт в СССР

В СССР учитывались перевозки транспортом общего пользования и транспортом необщего пользования. Определения Госкомстата. "Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе за плату пассажиров или грузов... Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.)".

Основной объем грузов в СССР в 1990 г. перевозен автомобильным и железнодорожным транспортом. По величине грузооборота лидировали железнодорожный и трубопроводный.

Удельный вес видов транспорта общего пользования в общем отправлении грузов и грузообороте СССР, %, [3, 139]

ДатаДоля (%) в перевозке грузов СССР, расчет по данным в т Доля (%) в грузообороте, расчет по данным в т*км
194019901990
Железнодорожный 82,331,446,9
Трубопроводный 1,19,936,5
Морской 4,51,911,9
Внутренний водный 105,42,9
Автомобильный 2,151,41,7
Авиационный 0,010,020,04

В 1990 г. наибольшее количество пассажиров перевезено в СССР автобусами и трамваями. По пассажирообороту лидировали автобусный, железнодорожный и авиационный виды транспорта.

Удельный вес видов транспорта общего пользования в перевозке пассажиров в СССР, %, [3]

Вид транспортаДоля (%) в перевозке грузов СССР,
расчет по данным в т
Доля (%) грузообороте,
расчет по данным в т*км
19901990
Автобусный61,235,8
Легковой таксомоторный 1,61,3
Троллейбусный 144,9
Железнодорожный5,231,1
Трамвайный 10,43,7
Метрополитен 7,14,4
Авиационный 0,1718,2
Внутренний водный0,150,4
Морской 0,050,14

Железнодорожный транспорт

В послевоенный период длина железных дорог в СССР, в отличие от длины в развитых странах, увеличивалась, и при этом значительная часть путей в стране была электрифицирована. За период 1990 - 2018 гг. длина дорог в России не изменилась (прирост 0%); в Китае она увеличилась в 2,3 раза.

Эксплуатационная длина железных дорог, тыс. км

Данные ЦРУ (CIA - WFB 1990)

ГосударствоДлина железных дорог, тыс. км
ВсегоВ т.ч. электрифицированных
США 270,3Н.д.
СССР, дороги общего пользования, 1987 г. 146,151,7
Германия31,412
Япония, 1987 г. 27,311

В послевоенное время СССР уверенно лидировал в мире по объемам перевозки ж/д транспортом и грузов, и пассажиров.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом (для СССР и России ж/д транспортом общего пользования), млрд. тонн, 1910 - 2011.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом, млрд. чел., 1910 - 1990

Морской транспорт

Торговый флот Российской империи был неприлично мал для крупной морской державы. Торговые суда в империи практически не строились, а в незначительном количестве закупались за границей. При этом в начале XX века более 90% российских морских грузоперевозок осуществляли иностранные суда [68].

В 1990 г. торговый флот СССР был числе крупнейших торговых флотов мира.

Торговый флот развитых стран в 1913 и 1990 гг.

Сравнивать тоннаж морских торговых флотов различных стран в послевоенное время весьма проблематично. Многие суда плавают под «удобными» флагами небольших государств (Панама, Либерия, Мальта, Кипр и др.), которые предоставляют судовладельцам существенные льготы (низкие ставки налогов и регистрационных сборов, отсутствие требований к гражданству членов экипажей, низкие требования к технике безопасности и минимальной зарплате членов экипажа и др.).

Дедвейт судов (по данным UNCTADstat), зарегистрированных под флагами некоторых государств в 1990 г., млн. т:
ЛиберияПанамаКипрБагамские о-ваБермудские о-ва
89,575,432,719,2 о-ва7,6

Отметим, что в СССР невозможно было регистрировать морские суда под флагами других стран, все они были собственностью государства. Советские суда начали «уплывать» под флаги других государств в позднем СССР, в последние годы горбачевской «перестройки». Так, в отчете UNCTAD за 1989 г. появилось сообщение: «...недавно на Кипре были зарегистрированы несколько судов, принадлежащих компаниям СССР». В 1990 г. таких судов было 2,5%, в 1991 г. - 8,7% (по дедвейту).

В таблице приведены данные UNCTAD [S.106] по дедвейту морских торговых судов в крупнейших по этому показателю странах.

ГосударствоДедвейт судов на 01.07.1990 г., млн. т % судов под иностранным флагом (по дедвейту)
Всего Под национальным флагомПод иностранным флагом
Греция 8235,746,3 56,5
Япония 80,335,345 56,1
США 55,118,536,6 66,4
Норвегия 55,136,818,3 33,2
СССР, 1989 28,428,40 0
СССР, 1990 29,328,50,7 2,5
СССР, 1991 29,827,22,6 8,7
Гонконг 29,83,326,5 88,8
Великобритания 25,7817,7 68,9
Китай 25,120,55 19,9
Респ. Корея 15,711,54,2 27
ФРГ 12,84,88 62,7
Италия 11,710,90,8 6,8

Динамику развития морских торговых флотов СССР и некоторых стран можно оценить по графикам, приведенным ниже.

Чистая вместимость и дедвейт морских судов торгового флота некоторых стран, 1920 - 1991

Основными (по величине дедвейта) морскими судами в СССР были суда для генеральных грузов, нефтетанкеры и балкеры (для навалочных грузов). Генеральные грузы - товары, которые перевозятся в упакованном виде (в ящиках, мешках, бочках, контейнерах и т.п.) и штучные грузы.

Дедвейт морского флота СССР и России по типу судов, 1980 - 2011

Объемы перевозки грузов морским транспортом СССР постоянно увеличивались, вплоть до горбачевской «перестройки». В России в 1990-х перевозки грузов национальными судами резко сократились (суда интенсивно «уплывали» под иностранную юрисдикцию).

Перевозка грузов морским транспортом СССР и России, океанские перевозки грузов Китаем

Отличительной особенностью СССР были морские перевозки по Северному Ледовитому океану. Протяженность Северного морского пути около 5,6 тыс. км, его работу обеспечивал атомный ледокольный флот. В 1959 - 1991 гг. в СССР созданы и успешно эксплуатировались 7 крупнейших атомных ледоколов и атомное грузовое судно ледокольного типа. Ни одна страна мира не имела подобного флота. На фото - атомный ледокол "Советский Союз".

Атомный ледокол Советский Союз

Воздушный транспорт

Советский Союз и США были мировыми лидерами по производству военных и гражданских самолетов, по количеству самолетов в эксплуатации, по количеству аэродромов и аэропортов, по количеству ежегодно перевозимых пассажиров.

В таблице и на графике приведены данные ЦРУ (CIA - WFB, 1990 г. и [S.46]) по количеству гражданских самолетов и аэропортов в СССР и в развитых странах. ВПП в таблице - взлетно-посадочная полоса.

ГосударствоКоличество основных (major) самолетов Количество аэропортов всего (в т.ч. в рабочем состоянии) Аэропортов с длиной ВПП 3659 м и более Аэропортов с длиной ВПП 2440 - 3656 м и более
СССР4500 6950 (4530) 30 49
США3297 (коммерческих с 2 и более двигателями) 15422 (действующих) Н.д. Н.д.
Япония341 165 (156) 2 27
ФРГ194 466 (457) 3 1
Великобритания618 522 (379) 1 27

По данным статистического ежегодника [S.3] в 1990 г. в США было 17,5 тысяч аэропортов (для самолетов и вертолетов), в том числе 7,7 тыс. с твердой (paved) взлетно-посадочной полосой. В 1970 году в США было 134,5 тыс. гражданских самолетов, совершающих полеты (active aircraft), в 1990 году - 218,9 тыс.

Количество гражданских самолетов в СССР и США, 1960 - 1990

За период 1940 - 1986 гг. длина авиационных трасс внутри СССР увеличилась со 144 тыс. км до 971 тыс. км.

Длина авиационных трасс в СССР, 1940 - 1990 г., тыс. км

Перевозка грузов авиатранспортом

В ХХ веке и в начале ХХI века безусловным лидером в сфере авиационных перевозок (и грузов, и пассажиров) были и остаются США. СССР занимал второе место (по перевозке грузов - до середины 1980-х).

Перевозка грузов воздушным транспортом, млн. т, 1940 - 2011
Воздушный транспорт, грузооборот, млрд. т*км, 1940 - 2011

Перевозка пассажиров

Перевозка пассажиров воздушным транспортом, 1940 - 2011

Зарплата работников и цены полета на самолете в СССР

Сравним среднемесячную зарплату с ценами на авиабилеты в СССР.

Зарплата некоторых категорий работников в СССР, руб.

Зарплата1988 1989
Среднемесячная зарплата в народном хозяйстве [3]219,8 240,4
Среднемесячная зарплата в промышленности [3]240,8 263,7
Среднемесячная зарплата в строительстве [3]288,9 316,9
Оклад доцента, кандидата наук*320 320
Оклад старшего преподавателя вуза (без ученой степени)219,8 240,4
*Многие преподаватели вузов выполняли по совместительству НИР, а это плюс более 100 руб. в месяц к окладу


Стоимость полета по маршруту, руб.

МаршрутЦена в 1989 г.
Москва - Минеральные воды30
Москва - Ленинград18
Москва - Ростов-на-Дону24
Москва - Одесса29
Москва - Чебоксары17
Москва - Киев25
Москва - Калининград25
Москва - Сочи31

Средняя себестоимость и среднее расстояние перевозки одного пассажира в СССР (воздушный транспорт)
Средняя себестоимость и среднее расстояние перевозки одного пассажира в СССР (воздушный транспорт)

Безопасность полетов

Количество погибших в происшествиях с воздушным гражданским транспортом США. Источник: [S.22] - BTS, Rita, Transportation Annual Report.

Перевозчик1960196519701975198019851990
Все перевозчики128612901556147313821595864

В СССР погибло в происшествиях с самолетами и вертолетами общего пользования: 1888 г. - 115 чел., 1989 г. - 98 чел., 1990 г. - 196 чел.

Общее количество погибавших в происшествиях с воздушным транспортом в США гораздо больше, чем в СССР. Однако интенсивность работы воздушного транспорта в США была значительно выше, чем в СССР.

Автомобильный транспорт

Гражданский автопром в капиталистических странах развивался гораздо более быстрыми темпами, чем автопром в СССР. Купить свободно новый легковой автомобиль (и, тем более - импортный) для рядового советского гражданина было практически невозможно. По количеству зарегистрированных легковых автомобилей на 100 человек населения в конце 1980-х СССР отставал от США более чем в 10 раз, от других развитых стран - многократно. Руководство СССР не обращало внимания на потребности граждан; сама номенклатура была обеспечена автотранспортом с водителями: в 1989 г. в СССР было 436 тыс. служебных легковых автомобилей, им хватало.

Количество автомобилей на 100 человек населения, 1950 - 2011

С 2000-х стремительно растет количество гражданских автомобилей в Китае. В 2019 г. их количество вплотную приблизилось к количеству автомобилей в США.

Количество автомобилей в России, Китае, Японии, США, 1990 - 2019

Следует отметить, что объемы перевозок грузов ведомственным (необщего пользования) автомобильным транспортом в СССР были в разы больше перевозок транспортом общего пользования (коммерческим). В 1990 г. - в 3,3 раза. Причем с годами разрыв увеличивался.

Грузооборот автомобильного транспорта общего пользования в СССР был значительно меньше грузооборота автотранспорта в США.

Грузооборот автотранспорта общего пользования, млрд. т*км [139]

Государство1970198019851988
СССР64,2131,5141,6143,3
Китай13,825,535,442,1
Великобритания8595,9110125
Франция62,497,989,1105
ФРГ78,7124132145
США [139]785105011601250
США [S.3]601,5810890,61045 (1989 г.)
Перевозка грузов автомобильным транспортом в СССР и Китае, 1950 - 2011

За 1970 - 1990 гг. протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием в СССР увеличилась в 1,8 раза и достигла 883 тыс. км. За 1970 - 1990 гг. длина дорог общего пользования с твердым покрытием в США увеличилась в 1,4 раза и достигла 3,63 млн. км.

Общая протяженность дорог с твердым покрытием в СССР и в России, 1940 - 2011
Протяженность дорог с твердым покрытием в России общего пользования  и необщего пользования, тыс. км.

Трубопроводный транспорт

К 1990 г. длина магистральных трубопроводов достигла в СССР 305 тыс. км. Это второй показатель в мире после США.

Длина  магистральных трубопроводов (газо-  нефте- и нефтепродуктопроводов, 1940 - 1990
Длина нефте- и нефтепродуктопроводов СССР и США, тыс. км, 1913 - 1990

Перекачка нефти и нефтепродуктов по нефте- и нефтепродуктопроводам, млн. тонн,  СССР и США, 1913 - 1990

На главную

© И.Г.Калабеков, СССР и страны мира в цифрах, 2008 - 2020
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.