Машиностроение в СССР

Раздел из книги "СССР и страны мира в цифрах"

В СССР к моменту его разрушения было создано высокоразвитое машиностроения. На последнем этапе развития в стране работали министерства авиационной промышленности, автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, станкоинструментальной и инструментальной промышленности, судостроительной промышленности, химического и нефтяного машиностроения, общего, среднего, тяжелого, энергетического машиностроения... Тысячи крупных заводов, НИИ и КБ.

Страна выпускала практически все виды машин и оборудования, необходимых экономике. Только для перечисления этих видов понадобятся десятки страниц. В таблице приведены основные отрасли машиностроения СССР и лишь отдельные примеры по выпуску изделий в них (см. также раздел «Достижения СССР»).

Некоторые отрасли гражданского машиностроения СССРПримеры выпуска отдельных изделий в 1990 г., тысяч (если не оговорено другое)
Автомобильное Автомобили всех видов - 2120.
Тракторное и сельскохозяйственное Тракторы - 495; комбайны: зерноуборочные - 65,7, картофелеуборочные - 6,4, кукурузоуборочные - 9,9; кормоуборочные - 10,2; доильные установки - 52,5.
Железнодорожное Товарные вагоны (1985 г.) - 58,7; локомотивы (электровозы и тепловозы, РСФСР) - 0,25
Строительно-дорожное Экскаваторы - 37,7; бульдозеры - 37,1; скреперы - 6; автогрейдеры - 4,8; бетоносмесители (1987 г.) - 18,4; катки дорожные - 5,1
Энергетическое и электротехническое Турбины - 18,3 млн. кВт; генераторы к турбинам - 9,9 млн. кВт; газоперекачивающие агрегаты - 0,156; оборудование для атомных электростанций - 265 млн. руб.; электросварочное оборудование (1987 г.) - 335
Металлургическое Прокатное оборудование (1987 г.) - 191 млн. руб., машины и оборудование для непрерывного литья (1987 г.) - 31,3 млн. руб.
Горношахтное и горнорудное Проходческие комбайны - 0,553; шахтные погрузочные машины - 2,371; очистные машины и струговые установки - 1,0
Подъемно-транспортное Краны: мостовые - 5,9, башенные - 3,8; лифты - 38; электрокары (1987 г.) - 8,3; погрузчики (без сельскохозяйственных) - 49,6
Химическое и полимерное Насосы - 1204; глубинные насосы - 73; компрессоры - 118; пром. холодильные установки - 391; воздухоразделительные установки - 0,328; оборуд. для переработки полимерных материалов - 222 млн. руб.
Станкоинстументальное Металлорежущие станки - 157; кузнечно-прессовые - 42,2
Производство нефтепромыслового и бурового оборудования Турбобуры (секций) - 16,8; установки для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения - 0,423; станки-качалки (1987 г.) - 6,4.
Приборостроение, вычислительная техника Приборы, средства автоматизации - 5,0 млрд. руб. (1987 г.), средства вычислительной техники и запасные части к ним - 7,5 млрд. руб.
Производство нефте- и газоперерабатывающего оборудования Нефтеаппаратура - 238 млн. руб.
Производство оборудования для лесозаготовок, для целлюлозно-бумажной промышленности Бумагоделательное оборудование и запасные части к нему - 183 млн. руб.; бензопилы (1987 г.) - 538; валочные и валочно-пакетирующие машины (1987 г.) - 1,2.
Производство оборудования для легкой промышленности Машины прядильные -3,3, чесальные - 0,9; ткацкие станки - 18,3; швейные промышленные - 141; чулочно-носочные автоматы - 3.
Оборудование для предприятий торговли, общественного питания Технологическое оборудование и зап. части к нему (1987 г.) - 536 млн. руб.; автоматы торговые - 48,7; посудомоечные машины - 14,1
Полиграфическое оборудование Полиграфическое оборуд. и зап. части к нему (1987 г.) - 137 млн. руб.
Оборудование для промышленности стройматериалов (1987 г.) Технологическое оборудование для цементной промышленности - 113 млн. руб.; дробилки - 2,29; мельницы - 0,431
Производство гражданских самолетов и вертолетов См. ниже в разделе «Гражданское авиастроение»)
Бытовая техника Холодильники, стиральные машины и др. - см. раздел «Производство товаров широкого потребления»

Оборонной машиностроительной отраслью выпускались многие тысячи современнейших изделий. Настолько современных, что многие из них, или их модификации, использовались в российской армии через десятилетия после развала СССР. Некоторые примеры рассмотрены в разделе «Оборонная промышленность».

Рассмотрим производство некоторых основных изделий в машиностроении.

Производство тракторов

В СССР на тракторных заводах, построенных в Волгограде, Харькове, Минске, Челябинске, Барнауле, Ленинграде, Петрозаводске, Ташкенте, Брянске, Владимире, Липецке, Чебоксарах и в др. городах выпускались все основные типы тракторов. Сельскохозяйственные (в т. ч. колесные и гусеничные), промышленные (применяются в строительстве, при прокладке трубопроводов и др.), трелевочные.

Наиболее известными советскими моделями тракторов были Т-40, ДТ-54 (изготовлено около 1 млн.), ДТ-75 (самый массовый в СССР гусеничный трактор), МТЗ-80 (тракторы «Беларусь» МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82 были одними из самых массовых среди колесных в СССР), ДЭТ-250 (мощность двигателя 250 л.с.), К-700 «Кировец», Т-800 (самый мощный в мире трактор-бульдозер, масса 106 т) и другие.

Производство тракторов

Производство картофелеуборочных и зерноуборочных комбайнов

Производство картофелеуборочных комбайнов
Производство зерноуборочных комбайнов

Производство бульдозеров

Производство бульдозеров

Производство экскаваторов

Производство экскаваторов

Производство металлорежущих станков

СССР и США лидировали в мире по количеству производимых металлорежущих станков. После развала СССР безусловным мировым лидером стал Китай.

Производство металлорежущих станков
Производство металлорежущих станков с ЧПУ
Импорт металлорежущих станков СССР

Любопытно распределение произведенных и импортированных металлорежущих станков по отраслям народного хозяйства СССР.

Поставка металлорежущих станков народнохозяйственным комплексам

Аналогично и распределение по отраслям кузнечно-прессовых машин.

Как видим, подавляющая часть (более 75%) станков поставлялась "другим" комплексам народного хозяйства, причем все основные гражданские потребители станков уже перечислены. Эти другие, видимо, - военно-промышленный комплекс и космическая отрасль. По этим диаграммам можно примерно оценить насколько огромной была нагрузка оборонной и космической отраслями на экономику государства и на уровень жизни советских граждан.

Производство турбин и электрогенераторов

До революции турбины в Российской империи выпускались на Металлическим заводе в Санкт-Петербурге. Всего до 1917 г. было построено 26 маломощных турбин. В СССР производство турбин развивалось быстрыми темпами. Они выпускались на Уральском турбомоторном заводе, Брянском машиностроительном заводе, Харьковском турбогенераторном заводе, Калужском турбинном заводе, Невском заводе им. Ленина, Кировском заводе, Ленинградском металлическом заводе. Уже в начале 1930-х страна перестала зависеть от импорта турбин.

В 1977 г. создана и запущена в эксплуатацию турбина мощностью 1200 МВт, самая крупная в СССР.

Производство турбин и электрических генераторов

Производство насосов

Производство насосов

Производство подшипников

Производство подшипников качения

Производство транспортных средств

Автомобили

В 1990 г. СССР занимал 8 место мире по производству легковых автомобилей и 3 место - по производству грузовых автомобилей и автобусов.

Производство автомобилей в некоторых странах в 1990 г., тысяч

Легковые [S.100]Грузовые [S.46]
Япония9948США 3719
США 6052Япония 3527
Германия4634СССР 860
Франция 3293Канада 808
Италия 1875Бразилия 672
Испания 1736Франция 490
Великобритания 1302Испания 374
СССР 1259Германия 349
Респ. Корея 956Китай 305

Производство автомобилей Производство грузовых автомобилей и автобусов Производство легковых автомобилей

В таблице приведен список автомобильных заводов СССР. В него не включены заводы по производству троллейбусов, двигателей (моторные заводы) и запасных частей, ремонтные заводы

Производство грузовых автомобилейПроизводство легковых автомобилей Производство автобусов
Камский (КамАЗ)Москва, им. Ленинского комсомола (АЗЛК) Ликинский (ЛиАЗ)
Минский (МАЗ) Волжский (АвтоВАЗ) Павловский (ПАЗ)
Горьковский (ГАЗ) Запорожский (ЗАЗ) Курганский (КавЗ)
Москва, им. Лихачева (ЗиЛ) Ижевский (ИжМаш) Львовский (ЛАЗ)
Кутаисский (КАЗ) Рижский (РАФ) Каунасский (КАГ)
Белорусский (БелАЗ) Серпуховский (СеАЗ) Яхромский (ЯАЗ)
Могилевский (МоАЗ) Ульяновский (УАЗ) Чкаловский (ЧАЗ)
Уральский (УралАЗ), г. Миасс Ереванский (ЕрАЗ)
Кременчугский (КрАЗ) Луцкий (ЛуАЗ)
Брянский (БАЗ) Вильнюсский спортивных автомобилей
Одесский автосборочный Горьковский (ГАЗ)
Курганский завод колесных тягачей Им. Лихачева (ЗиЛ)

Железнодорожные вагоны

В послевоенное время СССР и США лидировали в мире по количеству произведенных товарных вагонов.

Производство товарных вагонов
Торговые морские суда

СССР не входил в число мировых лидеров по постройке морских торговых судов. В 1970 - 1990 гг. в отрасли уверенно лидировала Япония.

Тоннаж морских торговых судов, спущенных на воду

Гражданское авиастроение

В СССР было налажено серийное производство гражданских самолетов. В таблице приведены некоторые типы пассажирских и грузовых самолетов, серийно выпускавшихся в СССР в послевоенное время. Они составляли основу гражданского воздушного флота СССР.

Серийно выпускавшиеся в СССР пассажирские и грузовые самолеты

В послевоенный период наибольшее количество пассажирских самолетов в СССР произведено в 1974 году. До 1977 г. преобладал выпуск ближнемагистральных самолетов, с 1978 г. - среднемагистральных и дальнемагистральных (среднемагистральных производилось в разы больше дальнемагистральных).

Производство пассажирских самолетов в СССР, 1965 - 1990

Следует отметить, что серии некоторых типов самолетов превышали 1000 единиц (с модификациями). Выпуск некоторых типов самолетов (военных и гражданских) продолжался 20 лет и более (Ту-134, МиГ-25, Су/17/22, Су-24, Ту-22М, Як-42), 30 лет и более (Су-27, МиГ-29, Миг-21, Ан-24 - Ан-32, Ту95/142, Ту-154,); Ту-154 выпускался в течение 37 лет, Ил-76/78/А50 - 38 лет, Ил-62 - 40 (!) лет [122].

Производство вертолетов

Производство некоторых типов вертолетов в СССР

СССР ежегодно экспортировал десятки самолетов и вертолетов, сотни авиационных двигателей.

Экспорт самолетов, вертолетов и двигателей из СССР Производство самолетов в США

В США производилось гражданских самолетов значительно больше, чем в СССР.

Производство гражданских и военных самолетов в США
Производство самолетов общей авиации и гражданских вертолетов в США

В 1989 г. авиаперевозчиками США эксплуатировались 3190 пассажирских самолетов. Из них 956 самолетов Boeing 727 и 698 самолетов Boeing 737:

Количество самолетов по типам, находившихся в эксплуатации в США в 1989 г.

В таблице приведены некоторые данные по основным пассажирским самолетам 1980-х в США.

Данные по основным пассажирским самолетам в США в 1980-х

Экспорт гражданских самолетов и вертолетов из США составил в 1990 г. 3446 штук, в т.ч. 349 вертолетов. Экспорт военных самолетов и вертолетов составил в этом году 445 штук. Данные [S.3]. Всего из США в 1990 г. экспортировано летательных аппаратов и их частей на сумму 29,5 млрд. долл. [S.3]

Текущая страница: Машиностроение в СССР
Далее:
Производство товаров широкого потребления и вычислительной техники в СССР
Другие отрасли обрабатывающей промышленности СССР
Предыдущие страницы
Химическая и нефтехимическая промышленность СССР
Черная и цветная металлургия СССР
Промышленность СССР, некоторые общие показатели

© И.Г.Калабеков, СССР и страны мира в цифрах, 2008 - 2020
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.