Машиностроение в СССР
Раздел из книги "СССР и страны мира в цифрах"В СССР к моменту его разрушения было создано высокоразвитое машиностроения. На последнем этапе развития в стране работали министерства авиационной промышленности, автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, станкоинструментальной и инструментальной промышленности, судостроительной промышленности, химического и нефтяного машиностроения, общего, среднего, тяжелого, энергетического машиностроения... Тысячи крупных заводов, НИИ и КБ.
Страна выпускала практически все виды машин и оборудования, необходимых экономике. Только для перечисления этих видов понадобятся десятки страниц. В таблице приведены основные отрасли машиностроения СССР и лишь отдельные примеры по выпуску изделий в них (см. также раздел «Достижения СССР»).
Некоторые отрасли гражданского машиностроения СССР | Примеры выпуска отдельных изделий в 1990 г., тысяч (если не оговорено другое) |
Автомобильное | Автомобили всех видов - 2120. |
Тракторное и сельскохозяйственное | Тракторы - 495; комбайны: зерноуборочные - 65,7, картофелеуборочные - 6,4, кукурузоуборочные - 9,9; кормоуборочные - 10,2; доильные установки - 52,5. |
Железнодорожное | Товарные вагоны (1985 г.) - 58,7; локомотивы (электровозы и тепловозы, РСФСР) - 0,25 |
Строительно-дорожное | Экскаваторы - 37,7; бульдозеры - 37,1; скреперы - 6; автогрейдеры - 4,8; бетоносмесители (1987 г.) - 18,4; катки дорожные - 5,1 |
Энергетическое и электротехническое | Турбины - 18,3 млн. кВт; генераторы к турбинам - 9,9 млн. кВт; газоперекачивающие агрегаты - 0,156; оборудование для атомных электростанций - 265 млн. руб.; электросварочное оборудование (1987 г.) - 335 |
Металлургическое | Прокатное оборудование (1987 г.) - 191 млн. руб., машины и оборудование для непрерывного литья (1987 г.) - 31,3 млн. руб. |
Горношахтное и горнорудное | Проходческие комбайны - 0,553; шахтные погрузочные машины - 2,371; очистные машины и струговые установки - 1,0 |
Подъемно-транспортное | Краны: мостовые - 5,9, башенные - 3,8; лифты - 38; электрокары (1987 г.) - 8,3; погрузчики (без сельскохозяйственных) - 49,6 |
Химическое и полимерное | Насосы - 1204; глубинные насосы - 73; компрессоры - 118; пром. холодильные установки - 391; воздухоразделительные установки - 0,328; оборуд. для переработки полимерных материалов - 222 млн. руб. |
Станкоинстументальное | Металлорежущие станки - 157; кузнечно-прессовые - 42,2 |
Производство нефтепромыслового и бурового оборудования | Турбобуры (секций) - 16,8; установки для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения - 0,423; станки-качалки (1987 г.) - 6,4. |
Приборостроение, вычислительная техника | Приборы, средства автоматизации - 5,0 млрд. руб. (1987 г.), средства вычислительной техники и запасные части к ним - 7,5 млрд. руб. |
Производство нефте- и газоперерабатывающего оборудования | Нефтеаппаратура - 238 млн. руб. |
Производство оборудования для лесозаготовок, для целлюлозно-бумажной промышленности | Бумагоделательное оборудование и запасные части к нему - 183 млн. руб.; бензопилы (1987 г.) - 538; валочные и валочно-пакетирующие машины (1987 г.) - 1,2. |
Производство оборудования для легкой промышленности | Машины прядильные -3,3, чесальные - 0,9; ткацкие станки - 18,3; швейные промышленные - 141; чулочно-носочные автоматы - 3. |
Оборудование для предприятий торговли, общественного питания | Технологическое оборудование и зап. части к нему (1987 г.) - 536 млн. руб.; автоматы торговые - 48,7; посудомоечные машины - 14,1 |
Полиграфическое оборудование | Полиграфическое оборуд. и зап. части к нему (1987 г.) - 137 млн. руб. |
Оборудование для промышленности стройматериалов (1987 г.) | Технологическое оборудование для цементной промышленности - 113 млн. руб.; дробилки - 2,29; мельницы - 0,431 |
Производство гражданских самолетов и вертолетов | См. ниже в разделе «Гражданское авиастроение») |
Бытовая техника | Холодильники, стиральные машины и др. - см. раздел «Производство товаров широкого потребления» |
Оборонной машиностроительной отраслью выпускались многие тысячи современнейших изделий. Настолько современных, что многие из них, или их модификации, использовались в российской армии через десятилетия после развала СССР. Некоторые примеры рассмотрены в разделе «Оборонная промышленность».
Рассмотрим производство некоторых основных изделий в машиностроении.
Производство тракторов
В СССР на тракторных заводах, построенных в Волгограде, Харькове, Минске, Челябинске, Барнауле, Ленинграде, Петрозаводске, Ташкенте, Брянске, Владимире, Липецке, Чебоксарах и в др. городах выпускались все основные типы тракторов. Сельскохозяйственные (в т. ч. колесные и гусеничные), промышленные (применяются в строительстве, при прокладке трубопроводов и др.), трелевочные.
Наиболее известными советскими моделями тракторов были Т-40, ДТ-54 (изготовлено около 1 млн.), ДТ-75 (самый массовый в СССР гусеничный трактор), МТЗ-80 (тракторы «Беларусь» МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-82 были одними из самых массовых среди колесных в СССР), ДЭТ-250 (мощность двигателя 250 л.с.), К-700 «Кировец», Т-800 (самый мощный в мире трактор-бульдозер, масса 106 т) и другие.

Производство картофелеуборочных и зерноуборочных комбайнов


Производство бульдозеров

Производство экскаваторов

Производство металлорежущих станков
СССР и США лидировали в мире по количеству производимых металлорежущих станков. После развала СССР безусловным мировым лидером стал Китай.



Любопытно распределение произведенных и импортированных металлорежущих станков по отраслям народного хозяйства СССР.

Аналогично и распределение по отраслям кузнечно-прессовых машин.
Как видим, подавляющая часть (более 75%) станков поставлялась "другим" комплексам народного хозяйства, причем все основные гражданские потребители станков уже перечислены. Эти другие, видимо, - военно-промышленный комплекс и космическая отрасль. По этим диаграммам можно примерно оценить насколько огромной была нагрузка оборонной и космической отраслями на экономику государства и на уровень жизни советских граждан.
Производство турбин и электрогенераторов
До революции турбины в Российской империи выпускались на Металлическим заводе в Санкт-Петербурге. Всего до 1917 г. было построено 26 маломощных турбин. В СССР производство турбин развивалось быстрыми темпами. Они выпускались на Уральском турбомоторном заводе, Брянском машиностроительном заводе, Харьковском турбогенераторном заводе, Калужском турбинном заводе, Невском заводе им. Ленина, Кировском заводе, Ленинградском металлическом заводе. Уже в начале 1930-х страна перестала зависеть от импорта турбин.
В 1977 г. создана и запущена в эксплуатацию турбина мощностью 1200 МВт, самая крупная в СССР.

Производство насосов

Производство подшипников

Производство транспортных средств
АвтомобилиВ 1990 г. СССР занимал 8 место мире по производству легковых автомобилей и 3 место - по производству грузовых автомобилей и автобусов.
Легковые [S.100] | Грузовые [S.46] | ||
Япония | 9948 | США | 3719 |
США | 6052 | Япония | 3527 |
Германия | 4634 | СССР | 860 |
Франция | 3293 | Канада | 808 |
Италия | 1875 | Бразилия | 672 |
Испания | 1736 | Франция | 490 |
Великобритания | 1302 | Испания | 374 |
СССР | 1259 | Германия | 349 |
Респ. Корея | 956 | Китай | 305 |



В таблице приведен список автомобильных заводов СССР. В него не включены заводы по производству троллейбусов, двигателей (моторные заводы) и запасных частей, ремонтные заводы.
Производство грузовых автомобилей | Производство легковых автомобилей | Производство автобусов |
Камский (КамАЗ) | Москва, им. Ленинского комсомола (АЗЛК) | Ликинский (ЛиАЗ) |
Минский (МАЗ) | Волжский (АвтоВАЗ) | Павловский (ПАЗ) |
Горьковский (ГАЗ) | Запорожский (ЗАЗ) | Курганский (КавЗ) |
Москва, им. Лихачева (ЗиЛ) | Ижевский (ИжМаш) | Львовский (ЛАЗ) |
Кутаисский (КАЗ) | Рижский (РАФ) | Каунасский (КАГ) |
Белорусский (БелАЗ) | Серпуховский (СеАЗ) | Яхромский (ЯАЗ) |
Могилевский (МоАЗ) | Ульяновский (УАЗ) | Чкаловский (ЧАЗ) |
Уральский (УралАЗ), г. Миасс | Ереванский (ЕрАЗ) | |
Кременчугский (КрАЗ) | Луцкий (ЛуАЗ) | |
Брянский (БАЗ) | Вильнюсский спортивных автомобилей | |
Одесский автосборочный | Горьковский (ГАЗ) | |
Курганский завод колесных тягачей | Им. Лихачева (ЗиЛ) |
В послевоенное время СССР и США лидировали в мире по количеству произведенных товарных вагонов.

СССР не входил в число мировых лидеров по постройке морских торговых судов. В 1970 - 1990 гг. в отрасли уверенно лидировала Япония.

Гражданское авиастроение
В СССР было налажено серийное производство гражданских самолетов. В таблице приведены некоторые типы пассажирских и грузовых самолетов, серийно выпускавшихся в СССР в послевоенное время. Они составляли основу гражданского воздушного флота СССР.

В послевоенный период наибольшее количество пассажирских самолетов в СССР произведено в 1974 году. До 1977 г. преобладал выпуск ближнемагистральных самолетов, с 1978 г. - среднемагистральных и дальнемагистральных (среднемагистральных производилось в разы больше дальнемагистральных).

Следует отметить, что серии некоторых типов самолетов превышали 1000 единиц (с модификациями). Выпуск некоторых типов самолетов (военных и гражданских) продолжался 20 лет и более (Ту-134, МиГ-25, Су/17/22, Су-24, Ту-22М, Як-42), 30 лет и более (Су-27, МиГ-29, Миг-21, Ан-24 - Ан-32, Ту95/142, Ту-154,); Ту-154 выпускался в течение 37 лет, Ил-76/78/А50 - 38 лет, Ил-62 - 40 (!) лет [122].

СССР ежегодно экспортировал десятки самолетов и вертолетов, сотни авиационных двигателей.

В США производилось гражданских самолетов значительно больше, чем в СССР.


В 1989 г. авиаперевозчиками США эксплуатировались 3190 пассажирских самолетов. Из них 956 самолетов Boeing 727 и 698 самолетов Boeing 737:

В таблице приведены некоторые данные по основным пассажирским самолетам 1980-х в США.

Экспорт гражданских самолетов и вертолетов из США составил в 1990 г. 3446 штук, в т.ч. 349 вертолетов. Экспорт военных самолетов и вертолетов составил в этом году 445 штук. Данные [S.3]. Всего из США в 1990 г. экспортировано летательных аппаратов и их частей на сумму 29,5 млрд. долл. [S.3]
Текущая страница: Машиностроение в СССР
Далее:
Производство товаров широкого потребления и вычислительной техники в СССР
Другие отрасли обрабатывающей промышленности СССР
Предыдущие страницы
Химическая и нефтехимическая промышленность СССР
Черная и цветная металлургия СССР
Промышленность СССР, некоторые общие показатели
Все материалы сайта (текст, графики, таблицы) защищены авторским правом. При использовании материалов сайта (книги) ссылка на сайт (книгу) обязательна.